24 сентября 2012

 Волгоградская область оказалась в критическом финансовом положении. Показатели дефицита регионального бюджета — одни из худших на юге России, долги перед энергетиками и газовиками — огромные. Такая ситуация во многом стала результатом раздутых предвыборных обязательств и увлечения руководства региона мегапроектами
 
  Выполнение „Газпромом“ работ по проектам газификации лишено смысла до исполнения правительством Волгоградской области своих обязательств по подготовке потребителей к приходу газа. Также области необходимо принять меры по ликвидации задолженности потребителей за природный газ», — заявил председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, посетивший область в начале сентября. Незадолго до этого председатель областной организации Всероссийского электропрофсоюза Юрий Вязьмин направил губернатору Сергею Боженову письмо с просьбой о помощи тонущему «Волгоградэнерго» — филиалу ОАО «МРСК Юга». К концу лета хронически нарастающая задолженность потребителей перед энергетиками достигла 5,57 млрд рублей, в непростой социальной ситуации оказался 4,5-тысячный коллектив компании. Долги муниципальных предприятий Волгограда перед поставщиками исчисляются сотнями миллионов рублей — из-за этого «Газпром Межрегионгаз Волгоград» и «Лукойл-Волгоградэнерго» были вынуждены летом ограничивать подачу газа и горячей воды для котельных. Растёт и размер задолженности областного бюджета — на 1 сентября она достигла 20,8 млрд рублей, увеличившись с начала года на 32,5% (с 15,7 млрд рублей). В преддверии зимы «расшивка» долгов становится для региона вопросом жизненной важности.
 
Предвыборный газ
 
  Программа газификации Волгоградской области, о которой говорил Виктор Зубков, была принята в ноябре прошлого года, за несколько недель до парламентских выборов. Волгоградскую область тогда возглавлял непопулярный у населения Анатолий Бровко. Понимая, что Волгоград «Единая Россия» проиграла априори, федеральный центр решил сделать ставку на электорат села и малых городов. Для этого во главе регионального списка партии встал «тяжеловес» Виктор Зубков, в тот момент вице-премьер российского правительства, курировавший АПК, и одновременно глава совета директоров «Газпрома». Газ должен был стать мощным козырем единороссов — на тот момент уровень газификации села в Волгоградской области составлял всего 55,9%, но было обещано, что к концу 2013 года газ будет везде. В итоге сельские территории дали партии власти значительное число голосов и позволили набрать в среднем по региону 36%. Сразу после этого Бровко отправили в отставку, а Зубков стал почётным гражданином Волгограда.
 
 Однако стопроцентная газификация, на которую «Газпром» планировал потратить 21 млрд рублей, возлагала на регион значительные обязательства. Область должна была решить вопросы «последней мили» — подготовку уличных сетей и непосредственных потребителей; эти работы были оценены в 12 млрд рублей. То, что регион взятые обязательства выполнить не в состоянии, стало понятно быстро. На 1 июня обязательства области по выполнению плана-графика по газификации были выполнены лишь на 4,2%. Жители некоторых сёл, ожидавших газ, летом провели сходы с требованиями активизировать реализацию программы, чтобы к зиме не остаться без тепла. В хуторе Заливском, например, многие семьи разобрали печи и установили котлы и трубы для подсоединения к внутрипоселковому трубопроводу. Но обещанного газа так и не появилось, хотя «Газпром», как заявил Виктор Зубков во время последнего визита в Волгоград, свои обязательства по программе выполняет полностью.
 
  В ситуации, когда программа газификации оказалась под угрозой срыва, Сергею Боженову ничего не оставалось, кроме как подтвердить обязательства области. Была достигнута договорённость, что к 1 октября «будет полностью отрегулирована ситуация» с теми объектами, которые уже построил «Газпром», а также появится график погашения задолженности за газ. Она накапливалась ещё с 2010 года и на 1 августа составила 1,7 млрд рублей.
 
Тяжёлое наследство
 
 В правительстве Волгоградской области причиной сложившейся ситуации с долгами называют неэффективную работу предыдущей команды. Сергею Боженову от Анатолия Бровко действительно досталось весьма проблемное хозяйство. За два года во главе региона Бровко запомнился прежде всего своим мегапроектом патриотического центра «Победа», для реализации которого он рассчитывал привлечь 90 млрд рублей инвестиций. Проект с помпой возили по различным инвестиционным выставкам, а в это время финансовая ситуация в регионе становилась всё хуже. По итогам прошлого года Волгоградская область имела худшие среди крупнейших субъектов юга России показатели дефицита бюджета и отношение долга к доходам бюджета (см. график), значительно превышающее среднероссийское.
 
  Как и следовало ожидать, «Победа» оказалась мыльным пузырём — уже на этапе составления проектной документации выявились злоупотребления в использовании бюджетных средств. Но на смену ей пришёл другой мегапроект. С первых же дней на посту волгоградского губернатора Сергей Боженов заявил, что одной из главных своих задач видит получение права на проведение в городе-герое матчей Чемпионата мира по футболу 2018 года. Основания для этого есть — Волгоград ещё в 2010 году оказался одним из 12 городов в российской заявочной книге. За считанные месяцы губернаторская команда предъявила проект новой набережной города-героя, а вот незамедлительных мер по ликвидации долгов принято не было.
 
 «Разумеется, все эти задолженности образовались не сегодня, — говорит генеральный директор компании “Финансовый брокер «Август»”, доцент Волгоградского госуниверситета Карэн Туманянц. — Но основная ошибка новой команды заключается в том, что она изначально не осознала всей тяжести ситуации и не предприняла никаких шагов для купирования долговой проблемы. В этом году всё шло по инерционному сценарию предыдущих лет».
 
  По словам Карэна Туманянца, накопление задолженности в регионе происходит по нескольким каналам. Во-первых, размеры бюджетного финансирования расходов государственных и муниципальных учреждений нереально низки, хотя какое-то время это позволяет демонстрировать более или менее приличный бюджет региона. Примечательно, что по итогам прошлого года Волгоградская область оказалась, по оценке Минфина РФ, среди субъектов с высоким качеством управления региональными финансами. Но при этом госдолг вырос на 67% с динамикой, сопоставимой с кризисным 2009 годом, — скрытая часть айсберга рано или поздно появляется на поверхности. В июне, например, выяснилось, что при вёрстке бюджета этого года предыдущей областной командой не было обеспечено доходными источниками 4,7 млрд рублей обязательных расходов. В результате облдуме пришлось вносить поправки в бюджет, увеличивая его расходы на первоочередные выплаты до 4 млрд рублей, а до этого — брать кредиты на погашение долгов. Во-вторых, сметный принцип финансирования госучреждений не стимулирует их к экономии ресурсов, поскольку  в любом случае за всё платит бюджет. В-третьих, «чёрные дыры» в сфере ЖКХ: задолженность граждан за потреблённые ресурсы в области гораздо меньше, чем задолженность МУПов перед снабжающими организациями. В этой сфере требуется серьёзный аудит эффективности использования ресурсов, чего до сих пор не сделано.
 
  Наиболее позитивным сценарием развития событий, убеждён Карэн Туманянц, была бы реализация пакета радикальных мер по перекрытию источников несвоевременной и неполной оплаты за потреблённые ресурсы, прежде всего в сфере ЖКХ. «Ситуация с долгами бюджета области пока не является критической — в соседней Астраханской области относительный уровень долга выше, — считает г-н Туманянц. — По моим оценкам, сейчас в областном бюджете есть около двух миллиардов рублей свободных денег, которые теоретически можно было бы пустить на сокращение долгов. Но это вопрос приоритетов или торговли с кредиторами с элементами игры на нервах». Однако такую игру могут вести и сами кредиторы — история с программой газификации тому пример. Первоначально на 2012 год область закладывала на расходы по программе сумму в 2,3 млрд рублей. Но весной было принято решение бо́льшую часть этих денег (1,7 млрд рублей) направить на социальную инфраструктуру строящегося в Котельниковском районе горнообогатительного комбината холдинга «Еврохим». В итоге Виктору Зубкову пришлось в жёсткой форме напоминать волгоградскому губернатору об обязательствах, взятых его предшественником.
 
Доживем до мундиаля?
 
  Для городов, попавших в заявочную книгу Чемпионата мира по футболу 2018 года, основная интрига заключается в том, что кому-то из претендентов придётся остаться за бортом спортивного первенства. Волгоград с его плачевным состоянием инфраструктуры — дорог, инженерных сетей, гостиниц — сейчас, по словам министра спорта РФ Виталия Мутко, входит в пятёрку наиболее вероятных кандидатов на вылет (см. "Победим без Сталинграда"), а нынешняя ситуация с долгами может стать для этого дополнительным стимулом.
 
 Если мундиаль пройдёт мимо Волгограда, то в имиджевом плане это будет серьёзный удар по самолюбию города-героя. Однако для регионального бюджета такая ситуация, возможно, окажется спасением. Карэн Туманянц видит основной риск в том, что федеральной центр предложит городам-аутсайдерам нечто вроде аукциона, ставкой в котором станет размер регионального софинансирования (кто больше предложит, у того и пройдут матчи). Последствия этого для Волгоградской области могут быть весьма плачевными. «У меня есть опасения, что наш губернатор примет этот вызов и “за ценой не постоит”, ведь он сам сделал этот проект ключевым для себя, — говорит г-н Туманянц. — Такой сценарий для региона станет настоящей катастрофой. Наш бюджет не выдержит дополнительной нагрузки, так что потом придётся резать по живому».

Издание: Эксперт

Возврат к списку