26.04.2012

      В августе минувшего года в нашем издании была опубликована статья «ЖКХ — беспределу наступает предел?», которая вызвала бурю откликов от читателей. Обращения продол­жают поступать как в редакцию «ИНТЕРа», так и в Управление Рошотребнадзора по Волго­градской области.

Установка счетчика: от А до Я

В вышеупомянутой статье содержалась фраза, которую многие читатели «ИНТЕРа» ис­толковали не совсем верно. На­чальник отдела защиты прав потребителей Управления Рос-потребнадзора по региону На­талья Махонина, отвечая на во­прос нашего корреспондента, отметила: «Граждане вправе устанавливать любой счетчик, разрешенный к применению в качестве средства измерения, на любую услугу, который подхо­дит им по цене и по техниче­ским возможностям. Никаких ограничений здесь нет...»

Но, внимание! Здесь речь идет непосредственно о самом при­боре, а не о процессе установки.

- Исходя из тех обращений, которые к нам поступили, мож­но сделать вывод, что граждане решили, что поставить счетчик можно чуть ли не самостоятельно -  рассказывает Наталья Ген­надьевна. - А это не так. Да, вы вправе приобрести тот прибор учета, который считаете нуж­ным, но устанавливать его   в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» должна только специализированная организация.

То же касается и замены при­боров учета. Сделать это может либо ваша управляющая компа­ния, либо, если вы по каким-то причинам не хотите доверять ей столь важное дело, любая другая специализированная организа­ция.

Механизм действия здесь следующий. Вы обращаетесь в выбранную вами компанию и заключаете с ней договор в пись­менном виде, где должны быть указаны: предмет договора, цена, срок и место установки, порядок ввода прибора в эксплуатацию, гарантийные обязательства. По­сле того как прибор учета по­ставлен, вам обязаны выдать акт о вводе его в эксплуатацию и соответствующие документы об оплате.

Следующий шаг грамотного потребителя — подать в УК или ТСЖ (ту организацию, которая предъявляет вам оплату. — Авт.) заявление с требованием рас­считывать услугу исходя из по­казаний индивидуального при­бора учета. Таким образом вы предупреждаете, что теперь у вас есть счетчик. К заявлению необходимо приложить ксерокопии договора и акта ввода в эксплуатацию. Немаловажный момент: заявление надо составить в двух экземплярах, чтобы на том, которое осталось у вас, работники      УК поставили штамп. Либо заявление отправить по почте заказным письмом с уведомлени­ем. Только имея на руках такие документальные подтверждения своей правоты, вы сможете что-то доказать в случае спорных си­туаций.

Специалисты Росотреб­надзора также советуют внести в заявление требование, чтобы чтобы исполнитель включил в платеж­ный документ графы для соб­ственноручного внесения вами показаний приборов учета.

Если же плату продолжают начислять исходя из нормати­вов, либо вам не выделили графу для занесения показаний прибо­ров учета, вы можете обращаться за помощью в управление Рос-потребнадзора, который примет соответствующие меры.

Сколько стоит пломба

Еще один момент, который вызвал множество вопросов у читателей «ИНТЕРа», это плом­бировка приборов учета.

- В законодательстве в прин­ципе нет требования опломбировки на сетях, - подтверждает высказанную ранее мысль На­талья Махонина. - Дело в том, что пломбировка должна про­изводиться изготовителем. Это делают все, иногда отражают в документах, иногда нет. Если УК будет требовать установить пломбировку между сетями и прибором, то будьте уверены, требование это незаконно.

Данный пункт отсутствует и в действующих в настоящее время Правилах № 307 предоставления коммунальных услуг, и в Пра­вилах № 354, которые вступят в действие с 1 сентября текущего года. .

От себя добавим, что сейчас региональный Роспотребнадзор как раз подал иск на одну из управляющих компаний Вол­гограда в защиту неопределен­ного круга лиц, чтобы признать ее действия по дополнительной опломбировке прибора учета незаконной.

Дело в том, что жители вправе потребовать выполнение подоб­ной услуги, если у них есть на то желание. В этом случае они должны написать соответствую­щее заявление в свою управляю­щую компанию. Однако многие УК обязали жильцов делать это в добровольно-принудительном порядке. В дальнейшем таким компаниям ничего нельзя было предъявить, так как у них име­лись на руках заявления граж­дан.

В случае же, который сейчас рассматривает Рошотребнадзор, жительница Волгограда написа-ла-заявление только на установку прибора учета, а затем потребо­вала от УК выдать ей смету про­веденных работ. В данном доку­менте имелся отдельный пункт - пломбировка места установки счетчика. С этим документом женщина уже пришла в Рошо­требнадзор, специалисты ко­торого и занялись этим делом. Если данный процесс удастся выиграть, то это будет первый случай в нашем регионе.

Ксгати> шанс, отстоять пра­ва потребителей в этом случае появился благодаря «ИНТЕРу»: читательница внимательно изу­чила вышеупомянутую статью «ЖКХ — беспределу наступает предел?» и обратилась в Рошо­требнадзор с вопросом: почему от нее требуют провести плом­бировку?

Обращаем внимание и еще на один нюанс: поскольку закон не требует проводить обязательный процесс пломбировки, то и цена на эту услугу государством никак не регулируется. То есть чисто теоретически, если вы по свое­му желанию захотите установить дополнительную опломбировку, то УК может затребовать с вас за это от копейки до миллиона, и никаких способов повлиять на коммунальщиков нет.

Что важно знать жильцу:

 

- Вы не имеете права устанавливать счетчик самостоятельно: это должна делать только специализированная организация.

- Если установили счетчик, в обязательном порядке сообщите об этом в УК или ТСЖ, чтобы плату вам начисляли исходя из его показаний, а не из средних нормативов.

- Если УК требует обязательно установить пломбировку между коммунальными сетями и прибором учета, это незаконно.

 

Возврат к списку