Обзоры СМИ
26.04.2012
В августе минувшего года в нашем издании была опубликована статья «ЖКХ — беспределу наступает предел?», которая вызвала бурю откликов от читателей. Обращения продолжают поступать как в редакцию «ИНТЕРа», так и в Управление Рошотребнадзора по Волгоградской области.
Установка счетчика: от А до Я
В вышеупомянутой статье содержалась фраза, которую многие читатели «ИНТЕРа» истолковали не совсем верно. Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Рос-потребнадзора по региону Наталья Махонина, отвечая на вопрос нашего корреспондента, отметила: «Граждане вправе устанавливать любой счетчик, разрешенный к применению в качестве средства измерения, на любую услугу, который подходит им по цене и по техническим возможностям. Никаких ограничений здесь нет...»
Но, внимание! Здесь речь идет непосредственно о самом приборе, а не о процессе установки.
- Исходя из тех обращений, которые к нам поступили, можно сделать вывод, что граждане решили, что поставить счетчик можно чуть ли не самостоятельно - рассказывает Наталья Геннадьевна. - А это не так. Да, вы вправе приобрести тот прибор учета, который считаете нужным, но устанавливать его в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» должна только специализированная организация.
То же касается и замены приборов учета. Сделать это может либо ваша управляющая компания, либо, если вы по каким-то причинам не хотите доверять ей столь важное дело, любая другая специализированная организация.
Механизм действия здесь следующий. Вы обращаетесь в выбранную вами компанию и заключаете с ней договор в письменном виде, где должны быть указаны: предмет договора, цена, срок и место установки, порядок ввода прибора в эксплуатацию, гарантийные обязательства. После того как прибор учета поставлен, вам обязаны выдать акт о вводе его в эксплуатацию и соответствующие документы об оплате.
Следующий шаг грамотного потребителя — подать в УК или ТСЖ (ту организацию, которая предъявляет вам оплату. — Авт.) заявление с требованием рассчитывать услугу исходя из показаний индивидуального прибора учета. Таким образом вы предупреждаете, что теперь у вас есть счетчик. К заявлению необходимо приложить ксерокопии договора и акта ввода в эксплуатацию. Немаловажный момент: заявление надо составить в двух экземплярах, чтобы на том, которое осталось у вас, работники УК поставили штамп. Либо заявление отправить по почте заказным письмом с уведомлением. Только имея на руках такие документальные подтверждения своей правоты, вы сможете что-то доказать в случае спорных ситуаций.
Специалисты Росотребнадзора также советуют внести в заявление требование, чтобы чтобы исполнитель включил в платежный документ графы для собственноручного внесения вами показаний приборов учета.
Если же плату продолжают начислять исходя из нормативов, либо вам не выделили графу для занесения показаний приборов учета, вы можете обращаться за помощью в управление Рос-потребнадзора, который примет соответствующие меры.
Сколько стоит пломба
Еще один момент, который вызвал множество вопросов у читателей «ИНТЕРа», это пломбировка приборов учета.
- В законодательстве в принципе нет требования опломбировки на сетях, - подтверждает высказанную ранее мысль Наталья Махонина. - Дело в том, что пломбировка должна производиться изготовителем. Это делают все, иногда отражают в документах, иногда нет. Если УК будет требовать установить пломбировку между сетями и прибором, то будьте уверены, требование это незаконно.
Данный пункт отсутствует и в действующих в настоящее время Правилах № 307 предоставления коммунальных услуг, и в Правилах № 354, которые вступят в действие с 1 сентября текущего года. .
От себя добавим, что сейчас региональный Роспотребнадзор как раз подал иск на одну из управляющих компаний Волгограда в защиту неопределенного круга лиц, чтобы признать ее действия по дополнительной опломбировке прибора учета незаконной.
Дело в том, что жители вправе потребовать выполнение подобной услуги, если у них есть на то желание. В этом случае они должны написать соответствующее заявление в свою управляющую компанию. Однако многие УК обязали жильцов делать это в добровольно-принудительном порядке. В дальнейшем таким компаниям ничего нельзя было предъявить, так как у них имелись на руках заявления граждан.
В случае же, который сейчас рассматривает Рошотребнадзор, жительница Волгограда написа-ла-заявление только на установку прибора учета, а затем потребовала от УК выдать ей смету проведенных работ. В данном документе имелся отдельный пункт - пломбировка места установки счетчика. С этим документом женщина уже пришла в Рошотребнадзор, специалисты которого и занялись этим делом. Если данный процесс удастся выиграть, то это будет первый случай в нашем регионе.
Ксгати> шанс, отстоять права потребителей в этом случае появился благодаря «ИНТЕРу»: читательница внимательно изучила вышеупомянутую статью «ЖКХ — беспределу наступает предел?» и обратилась в Рошотребнадзор с вопросом: почему от нее требуют провести пломбировку?
Обращаем внимание и еще на один нюанс: поскольку закон не требует проводить обязательный процесс пломбировки, то и цена на эту услугу государством никак не регулируется. То есть чисто теоретически, если вы по своему желанию захотите установить дополнительную опломбировку, то УК может затребовать с вас за это от копейки до миллиона, и никаких способов повлиять на коммунальщиков нет.
Что важно знать жильцу:
- Вы не имеете права устанавливать счетчик самостоятельно: это должна делать только специализированная организация.
- Если установили счетчик, в обязательном порядке сообщите об этом в УК или ТСЖ, чтобы плату вам начисляли исходя из его показаний, а не из средних нормативов.
- Если УК требует обязательно установить пломбировку между коммунальными сетями и прибором учета, это незаконно.