22.10.2009

«Городские вести»

Кто за что отвечает в газовом хозяйстве региона?

Рубрика: Актуально (26 полоса).

Автор: Евгений Павлов.

Волгоградцы не знают, кому платить за газ, а кому за техническое обслуживание ВДГО

Последние две недели, несмотря на давно наступившую осень, выдались очень жаркими для жителей Волгоградской области. Прежде всего по накалу страстей, которые разгорелись вокруг пришедших почти в каждый дом уведомлений о необходимости заключить договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. Оно и понятно — в них указано, что отсутствие такого договора может стать основанием для ограничения поставок газа потребителям. В связи с этим возникло много вопросов — зачем нужны эти договоры, с кем их надо заключать, почему все делается в такой спешке, на каком основании людям могут «отрезать» газ и т. д. Ниже мы постараемся дать ответы на каждый из этих вопросов.

Итак, названные уведомления были разосланы по инициативе ООО «Волгоградрегионгаз». Что известно об этой организации? Это поставщик природного газа в Волгоградскую область, то есть та компания, которая закупает газ для нужд региона, а затем продает его конечным потребителям — предприятиям и населению. Получается, она отвечает исключительно за то, чтобы обеспечить всех потребителей природным газом в полном объеме, и не имеет прямого отношения к содержанию газового оборудования. Однако разослать уведомления о заключении договоров на его техническое обслуживание ее обязало Правительство РФ, закрепив в Постановлении № 549 следующий принцип безопасности поставок газа — обслуживать ВДГО должна специализированная организация, только в этом случае возможна поставка газа абоненту. «Волгоградрегионгаз», по этому законодательному акту, просто не имеет правовых оснований поставлять газ абонентам, которые не заключили договор на техническое обслуживание ВДГО со специализированными организациями и тем самым не гарантировали контроль за его техническим состоянием. В то же время Постановление обязало абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о его техническом обслуживании и аварийно-диспетчерском обеспечении.

Теперь, что касается самих специализированных организаций, с которыми мы должны заключать договоры на техническое обслуживание ВДГО. Для многих волгоградцев до сих пор не понятно, что же подразумевается под этим загадочным определением. В Постановлении № 549 находим: «специализированная организация» — газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы. В нашем регионе таковыми являются ОАО «Волгоградоблгаз», ОАО «Волгоградгоргаз» и др. Именно они в настоящее время ведут кампанию по заключению договоров с населением, именно в их ведении сегодня находятся тарифы и спектр оказываемых услуг по техническому обслуживанию ВДГО.

Однако возникает справедливый вопрос: если Постановление № 549 было принято в июле 2008 г., если «Волгоградрегионгаз» с этого момента неоднократно информировало население о его требованиях, если СМИ давно обсуждают эту тему и уже сошлись во мнении, что техническое обслуживание ВДГО является необходимой мерой для обеспечения безопасности жизни граждан, почему в Волгоградской области к настоящему моменту заключили договоры на него только 8% абонентов, проживающих в многоквартирных домах. К слову, в Башкирии этот показатель благодаря своевременной реакции населения на принятое Правительством РФ Постановление и активному участию муниципальных и региональных властей в кампании по заключению договоров достиг 100%. Кроме того, такого результата позволила достичь практика местных специализированных организаций заключать с абонентами договоры дистанционно — часть населения получила их по почте, к другой — газовики приходили на дом и др.

В Волгоградской области подобная практика не сложилась. В итоге специализированные организации теперь работают в авральном режиме, а более 600 тыс. абонентов, обратившихся к ним для заключения договора, вынуждены простаивать в длинных очередях. Причина тому ясна: несмотря на Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 30.12.2008 г. «О мерах по повышению уровня безопасности эксплуатации внутридомового газового оборудования», предписывающего главам муниципальных образований оказывать информационную и организационную поддержку газовикам в работе по заключению договоров на техническое обслуживание, многие из них воспользовались ситуацией в предвыборной гонке. В частности, многие кандидаты давали обещания, что после их избрания жителям не придется заключать данные договоры, хотя того требует российское законодательство. Теперь из-за столь безответственного отношения к проблеме могут пострадать рядовые граждане. Ведь впереди — зима, и остаться в нее без газа, основного источника топлива, опасно. Однако еще большую опасность представляют аварии на газовом оборудовании, за которым не ведется должное техническое обслуживание. Газовики обещают не нагнетать ситуацию и использовать отключение абонентов как крайнюю меру. Безаварийное прохождение отопительного периода в интересах и населения, и газовых служб, и власти. Однако напоминают, что заключение договора на техническое обслуживание ВДГО сегодня является обязанностью абонента по действующему законодательству и гарантирует безопасность его использования.

«Интер»

Плохая примета

Рубрика: Экономика и финансы (6 полоса).

Автор: Вера Голенева.

Как стало известно во вторник, на подготовку объектов жизнеобеспечения области к наступившему отопительному сезону было израсходовано более 1 млрд. 200 млн. руб., что на 250 млн. руб. больше, чем в минувшем году. На этом фоне наиболее отчетливо выступает ситуация с многомиллионными долгами региона в сфере ЖКХ. Ведь, как говорится, в новый сезон (год) с долгами — примета нехорошая.

На минувшей неделе проблема в сфере ЖКХ была рассмотрена на парламентском часе областной думы. Его инициировал комитет по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу под председательством Ангара Полицимако. Слушания провел вице-спикер облдумы Виталий Лихачев.

Из сообщения вице-губернатора Льва Алферова участники слушаний узнали, что темпы подготовки к зиме соответствуют уровню прошлого года и готовность отраслей ЖКХ области составляет 100%. При этом некоторые муниципальные районы в новый отопительный сезон входят с долгами за топливно-энергоресурсы. На слушаниях были представлены документы, согласно которым общая задолженность составляет более 520 млн руб. Самыми проблемными районами являются Городищенский (19,9 млн руб.), Светлоярский (47,5 млн руб.), Иловлинский (10,2 млн руб.), Жирновский (9,5 млн руб.) и ряд других.

Причина такого положения, по мнению принявших участие, в парламентском часе депутатов облдумы, в неверной тарифной политике, несвоевременной оплате коммунальными предприятиями текущего потребления энергоресурсов, неэффективном расходовании средств, полученных от населения в качестве оплаты коммунальных услуг. Наиболее сложной ситуация остается в Волгограде, где из-за смены коммунальных операторов не погашено 360 млн руб. долга за газ.

— Долги Волгоградской области остаются самыми большими в стране, — заявил заместитель гендиректора ООО «Волгогра-дрегионгаз» Александр Лукин. — И я вынужден признать, что гарантировать бесперебойные поставки газа на объекты ЖКХ города в осенне-зимний период мы не можем.

Как отметил мэр Волгограда Роман Гребенников, проблему долгов, образовавшуюся еще до его прихода на пост

главы города, пытались решить полтора года назад проведением конкурса на коммунального оператора. Тогда, напомним, победа была отдана ОАО «КТВ», поскольку эта компания обещала погасить долги оператора-предшественника (1,3 млрд руб.). Но результаты конкурса были оспорены и отменены судом. Таким образом, впервые за пять лет управление ЖКХ Волгограда осуществлял муниципалитет посредством созданных МУПов. А проблема задолженности повисла в воздухе.

В итоге, депутаты предложили компенсировать предприятиям ЖКХ из бюджета их «производственные издержки» (потери в сетях, незапланированные ремонты и прочее) и найти средства для финансирования программ энергосбережения. Кроме того, властям рекомендовано установить на предстоящий год максимально высокие тарифы на услуги ЖКХ. А мэрии Волгограда посоветовали подписать договор уступки права требования обязательств ОАО «КТВ» (360 млн руб.) и нормативным актом закрепить процедуру «преемственности всех обязательств при смене коммунальных операторов».

В свою очередь мэр Волгограда, заявил, что «вешать на недавно созданные МУПы долги других коммунальных операторов незаконно с точки зрения юридической практики, а задача города — поддержать нового коммунальщика и не позволить его утопить».

Кстати, на этой неделе МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» получило необходимую лицензию на право заниматься хозяйственной деятельностью и предоставлять потребителям услуги по теплоснабжению.

По мнению заместителя председателя облдумы Виталия Лихачева, Волгоград, имея большой потенциал, справится с долгами. Но муниципальные районы из года в год не справляются с нагрузкой.

— Если в прошлом году мы изыскивали в срочном порядке 260 млн руб. на погашение долгов районами и существующего разрыва, — добавил вице-спикер, — то в этом году в некоторых районах долги не просто не исчезли, но и увеличились. Значит, такая система не работает.

Пожалуй, долг Волгограда в 360 млн руб. несколько несоизмерим, если учесть соотношение с количеством населения в 1 млн человек. Но атаки на него вполне объяснимы. По мнению депутата облдумы Анатолия Галичкина, районы-должники удобно заняли иждивенческую позицию.

— Нам надо стимулировать хозяйственников. Есть районы, которым необходимо помочь по объективным причинам. Но для того и парламентские часы, чтоб вместе находить выход, хотя это больше касается исполнительной власти, — подчеркнул депутат.

Но как быть с тем, что в некоторых районах, к примеру, в Иловлинском, произошло снижение дотаций из областного бюджета на 30%? На счета некоторых глав на выравнивание бюджета поступили соответствующие дотации, но они не вправе использовать их не по целевому назначению, в частности, на погашение долгов.

— Мы породили коммунальных трутней, которые лишь создают видимость работы, а сами, как частные структуры, ищут прибыль, — подчеркнул в своем выступлении глава Городищенского муниципального района Андрей Паскаль. — Я поддерживаю создание муниципальных операторов, работа которых подконтрольна власти.

Как считает депутат облдумы Леонид Титов, необходимо поддержать районы, которые к началу отопительного сезона находятся в критическом положении. Например, как рассказал на заседании глава Даниловского района Сергей Скачков, в прошлом году на погашение шестидесяти миллионного долга ему был выделен соответствующий кредит. В этом же году ему отказывают при наличии долга в 5 млн руб. И это — весьма показательный уровень межбюджетных отношений.

По оценке ситуации председателем комитета облдумы по экономической, инновационной политике, науке, промышленности и транспорту Владимиром Ефимовым, несоответствие установленных тарифов и затрат на производство коммунальных услуг населению можно ликвидировать.

— Для этого в первую очередь нужно использовать энергосберегающие технологии при ремонте и строительстве теплотрасс, — прокомментировал Ефимов. — К тому же необходимо повышать чувство ответственности некоторых глав муниципальных районов, начать работу по борьбе с ненормативным потреблением ресурсов.

А пока власти разбираются с долгами, возникает рациональный вопрос: не «повесят» ли эти долги на население? Как уверен председатель комитета облудмы по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу Ангар Полицимако, этого не случится.

— В период кризиса городу необходимо предоставить отсрочку в два года для реструктуризации долга, — пояснил свою позицию Ангар Николаевич. -Более сложная обстановка сейчас в области, и без вмешательства областной власти многие решить проблемы с долгами не смогут из-за скудности бюджетов, изношенности теплотрасс. Четыре года назад от нас исходило предложение взять кредит в 500 млн руб. и закрыть долги проблемных районов. Но предложение не было услышано. В итоге за последние три года было потрачено в два раза больше. Поэтому и подходить к проблеме каждого района необходимо индивидуально.

Разработанные в ходе слушаний рекомендации включают, в частности, предложение губернатору области разработать механизм финансовой поддержки муниципальных образований по компенсации убытков предприятий ЖКХ до проведения их полной модернизации. Рекомендации, с учетом предложений участников депутатских слушаний, будут вынесены на ближайшее заседание регионального парламента.

«Комсомольская правда»

В Волгограде в детских садах и школах не топят

Рубрика: Общество.

Автор: Екатерина Симохина.

Без тепла и горячей воды живет район Семи ветров.

Несмотря на то, что в Волгограде еще держится теплая погода, в школах, детских садах и учреждениях больницах уже начался отопительный сезон. Об этом власти города заявили вчера на общегородской планерке. И. о. председателя комитета по образованию Александр Финагин отметил, что в настоящее время более 90% отопительных систем школ, лицеев, гимназий и детских садов уже функционируют. Учебный процесс проходит в нормальном режиме, средняя температура в помещениях, где находятся дети, составляет +23 С.

Но так повезло не всем образовательным учреждениям города. Часть из них по-прежнему остается без тепла и горячей воды. Тепла не дождался почти весь район Семи ветров.

— На календаре конец октября, а отопления в детских садах до сих пор нет, — жалуется жительница дома по Бульвару 40 лет Победы Любовь Гераскина. — Моя внучка Вика ходит в детский сад № 336, каждый день жалуется, что там холодно. Половина группы на больничном, другие ходят в садик с соплями. Дети моют руки и умываются в холодной воде. Хорошо еще, что на улице пока тепло. А если завтра мороз стукнет, нам, наверное, придется с детьми по домам сидеть возле обогревателя. Я уже неделю звоню в администрацию района, города, в диспетчерскую, ЖЭУ, котельную, комитет по образованию, но никто толком не может сказать, когда тепло и горячая вода в садах появятся. Нас только кормят «завтраками».

Волгоградка не может понять, почему из-за разногласий энергоснабжающих организаций и администрации города должны страдать дети. Любовь Викторовну поддерживают соседи, ведь отсутствие горячей воды уже порядком достало всех жителей Семи Ветров.

— Я работаю в лицее № 9, — рассказывает житель Семи Ветров Виктор Иванович. — У нас тоже школьники мерзнут в кабинетах. А бассейн и вовсе пришлось закрыть из-за отсутствия горячей воды.

Обеспокоенность волгоградцев понятна. Не сегодня-завтра синоптики обещают похолодание. И здоровье детсадовской малышни и школьников действительно может оказаться под угрозой.

Пока власти Волгограда эту проблему не решили, вопрос на стадии рассмотрения. На сегодняшний день назначен суд администрации с поставщиком энергоресурсов, которые до сих пор не расплатились по своим счетам. После суда станет понятно, когда в детских садах, лицеях и гимназиях появится тепло.

Администрация Волгограда от комментариев отказалась.

«Коммерсантъ»

«Газпрому» предлагают сдать акции

Рубрика: Промышленность и энергоресурсы (11 полоса).

Автор: Ольга Мордюшенко, Денис Ребров.

Чтобы восстановить контроль государства над монополией.

Минэкономики не согласно с предложенной Минэнерго, Росимуществом и «Газпромом» схемой получения государством прямого контроля над монополией путем обмена 0,89% ее акций на 76 газораспределительных организаций (ГРО). Министерство предлагает оставить пакет на балансе «Росгазификации», а ГРО обменять на 0,23% казначейских акций «Газпрома». Но в этом случае государству придется подождать завершения другой сделки — по обмену участия немецкой Е.ON в разработке Южно-Русского месторождения на 2,93% акций «Газпрома».

Минэкономики предлагает изменить схему консолидации государством контрольного пакета акций «Газпрома», которую ранее утвердили Росимущество, Минэнерго и «Газпром». Соответствующие предложения министерство обсуждает с Минэнерго, рассказывает источник «Ъ» в Минэкономики. Источник в Минэнерго отмечает, что, так как основной вопрос получения контроля уже решен, скорее всего, план Минэкономики по получению прямого владения над более чем 50% акций монополии будет поддержан, так как это основное профильное ведомство в сфере управления госимуществом.

Сейчас 38,37% акций «Газпрома» принадлежит Росимуществу, 10,74% — «Роснефтегазу» (100% у государства). Еще 0,89% государство владеет через «Росгазификацию», но там «Роснефтегазу» принадлежит только 74,54%, а еще 25,46% — семи газораспределительным компаниям и физлицам, то есть реальная доля государства в «Газпроме» составляет 0,663%. В целом получается 49,773%. Изначально планировалось, что государство внесет в «Роснефтегаз» через допэмиссию принадлежащие ему акции «организаций газовой промышленности и энергетики». Затем «Газпром» через дочерний «Газпромрегионгаз» (100% у монополии) должен был выкупить 0,89% своих акций у «Росгазификации» и обменять их на ГРО, внесенные в «Роснефтегаз».

Но с тех пор параметры сделки изменились. В марте Росимущество утвердило общую стоимость 78 ГРО в 70 млрд руб., однако эта оценка устарела, и сейчас проводится новая экспертиза. В связи с этим, несмотря на то что ГРО уже переданы на баланс «Роснефтегаза», эмиссию акций компания пока не проводила. 0,89% акций «Газпрома» в марте стоили $2,7 млрд (около 83,7 млрд руб.), вчера их рыночная стоимость составляла $1,4 млрд (41,5 млрд руб.). Также изменился список ГРО. Две из них «Газпром» уже купил у «Роснефтегаза» в июне: 92,25% акций «Камчатгазпрома» и 27,4% акций «Дальтрансгаза».

Исходная схема была согласована с Минэнерго, Росимуществом и «Газпромом», но окончательного одобрения в правительстве и Минэкономики она не получала, говорит источник «Ъ». У министерства возникло несколько замечаний к схеме сделки и появился собственный вариант ее проведения. В частности, по мнению Минэкономики, есть «риск потери» Россией контрольного пакета акций «Газпрома», если монополия получит 0,89% своих акций. Также министерство отмечает, что из-за снижения котировок акций «Газпрома» на фондовом рынке существует необходимость уточнения разницы в стоимости объектов сделки.

В связи с этим Минэкономики предлагает безденежно обменять часть акций ГРО «Роснефтегаза» на 0,23% казначейских акций «Газпрома» при том условии, что 74,54% акций «Росгазификации» (плюс 0,89% акций «Газпрома») останутся в собственности «Роснефтегаза». В результате государство получит 50,003% акций «Газпрома». Однако пока на балансе «Газпрома», согласно отчету эмитента, только 0,13% собственных акций. Еще 2,93% акций компания получит от E.ON в обмен на участие немецкой компании в разработке Южно-Русского месторождения. Но когда именно сделка будет закрыта, в монополии не уточняют. Другим вариантом Минэкономики является выкуп «Роснефтегазом» миноритарной доли в «Росгазификации». Финансировать сделку компания сможет за счет продажи части акций принадлежащих ей ГРО.

Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» согласен, что обмен ГРО на казначейские акции «Газпрома» действительно наименее сложный путь. По мнению аналитика, сначала «Роснефтегаз» сможет выкупить уже имеющиеся у «Газпрома» бумаги, а затем докупить оставшееся количество из пакета E.ON. В то же время господин Нестеров отмечает, что ГРО — сложный бизнес, который потребует от «Газпрома» серьезных инвестиций. «А компании сейчас есть куда инвестировать средства», — добавляет аналитик. Денис Борисов из ИК «Солид» называет варианты, предложенные Минэкономики, более логичными, чем изначальный план. Он отмечает, что оба варианта «равнозначны» и у каждого есть свои нюансы, но, по сути, неважно, какой из них будет выбран.

«Коммерсантъ»

Украина нашла альтернативу российскому газу

Рубрика: Промышленность и энергоресурсы (11 полоса).

Автор: Наталья Гриб, Олег Гавриш.

Она сократит потребление еще на 7 млрд кубометров.

Украина предпринимает все новые шаги для сокращения потребления российского газа и пересмотра соглашения с «Газпромом». Вчера правительство страны утвердило концепцию развития, модернизации и переоснащения газотранспортной системы (ГТС) Украины на 2009—2015 годы. Документ предусматривает замещение 7 млрд кубометров импортного газа в год электроэнергией. Это может привести к пересмотру долгосрочного соглашения страны с «Газпромом», но российская монополия до сих пор на это не согласна.

Вчера министр топлива и энергетики Украины Юрий Продан рассказал, что правительство одобрило концепцию развития, модернизации и переоснащения ГТС на 2009—2015 годы, предусматривающую инвестиции в объеме $2,57 млрд. Деньги должны быть изысканы из собственных средств НАК «Нафтогаз Украины» и «других источников». Концепция предполагает модернизацию газораспределительных и газоизмерительных станций с целью повышения их КПД. Министр иностранных дел страны Петр Порошенко уточнил, что «цель — сделать Украину более надежным транзитером газа в Европу, а газовый рынок страны — более прозрачным». Пропускная способность ГТС Украины на входе составляет 288 млрд кубометров, на выходе — 178,5 млрд, в том числе в страны ЕС — 142,5 млрд.

В пресс-службе минтопэнерго Украины вчера не отвечали на телефонные звонки, в НАК «Нафтогаз Украины» отказались комментировать «Ъ» эту программу. Однако источник «Ъ», близкий к «Нафтогазу», рассказал, что документ предусматривает полный перевод газоперекачивающих агрегатов компрессорных станций, в которых используются газотурбинные и поршневые двигатели, на электропривод. «Для этого необходимо обеспечить разработку и производство на украинских заводах синхронных и асинхронных электродвигателей мощностью 6, 6,3, 8, 10 и 16 МВт», — пояснил собеседник «Ъ». Гендиректор ОАО «Электротяжмаш» Виталий Чередник уточнил: «Я предложил эту идею, чтобы снизить зависимость от России за счет уменьшения объемов закупки технологического газа. Мы можем наладить у себя выпуск такого оборудования и поставлять его для ГТС».

Менеджер «Газпрома» неофициально пояснил, что таким образом Украина сократит закупку газа у России на 7 млрд кубометров в год, тогда как до 2019 года «Нафтогаз» обязался покупать не менее 41 млрд кубометров газа в год. В августе украинский премьер Юлия Тимошенко уже говорила о планах сократить потребление российского газа с контрактных 52 млрд кубометров в 2010 году до 25 млрд. Тогда российский премьер Владимир Путин пообещал ей, что штрафовать Украину за это Россия не будет. Но формула ставки транзита предусматривает работу ГТС на газе. «Если меняется вид топлива, то меняется и формула ценообразования. Причем не только ставки транзита, но и формула цены газа для Украины», — пояснил источник «Ъ».

Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что рентабельной идея Украины может быть в одном случае — если в стране будет избыток атомной энергии. Валерий Нестеров из «Тройки Диалог» отмечает, что большинство европейских стран применяют для работы ГТС газ, а электроэнергия используется лишь в тех сетях, где в радиусе 100 км расположены АЭС. «Все новые газопроводы, в том числе Nord Stream и Nabucco, проектируются с компрессорами на газе», — подчеркивает аналитик. По мнению Максима Шеина из «Брокеркредитсервиса», переход станций на электроэнергию приведет к росту ставки транзита газа. «Сейчас Украина тратит $1,3 млрд в год на закупку российского газа для технологических нужд, а при текущих тарифах на электроэнергию технологические затраты составят $2 млрд», — поясняет аналитик.

Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов отметил: «На чем будут работать компрессорные станции — это внутреннее дело Украины». «Но контракт с „Нафтогазом“ мы пересматривать не планируем и требуем от украинской стороны исполнять его условия», — добавил он. Дополнительно затормозить реализацию идеи может недостаток финансирования. Представитель президента по международным вопросам энергетической безопасности Украины Богдан Соколовский в эфире 5-го телеканала рассказал, что дефицит бюджета НАК в этом году превышает $4 млрд, а обязательства компании перед кредиторами на $1,5 млрд реструктурированы под 9,5% годовых на пять лет, то есть переложены «на завтра и на послезавтра». Переговоры с международными финансовыми институтами ЕС по получению $1,7 млрд, по его словам, приостановлены.

Возврат к списку