24.08.2009

ИА «Высота 102»

Мэрия обрекает Волгоград на холодную и темную зиму?

Рубрика: Экономика.

До 20 августа текущего года администрация Волгограда должна была разработать комплексную антикризисную программу по оздоровлению ситуации. Как уже сообщало ИА «Высота 102», в начале августа глава администрации области Николай Максюта заслушал итоги работы экспертной комиссии, которой было поручено проанализировать сложившуюся в регионе ситуацию с энергоснабжением и коммунальным обслуживанием. В результате, экспертная группа, в частности, дала ряд рекомендаций администрации Волгограда, которые, как видим, были игнорированы. Отметим, что под этим документом подписались все члены экспертной комиссии, в том числе, и руководители мэрии Волгограда.

Стоит отметить, что предупреждения, рекомендации и просьбы к руководству Волгограда решить многочисленные вопросы с энергетическими долгами коммунальных операторов давно стали носить системный характер. К примеру, в очередной раз главу Волгограда призывали что-то решать с коммунальными долгами на видеоконференции, прошедшей под председательством заместителя полномочного представителя Президента РФ в ЮФО Владимира Жукова.

С учетом накаленной ситуации в сфере ЖКХ города настораживает непоследовательность в поступках главы города. В компаниях, снабжающих город теплом и электроэнергией, поведение мэра, обратившегося в волгоградское управление Федеральной антимонопольной службы с жалобой на предложенное ему «Соглашение о взаимодействии...», назвали неожиданным. Поскольку до этого «подобные соглашения с муниципалитетом уже обсуждались.

Не менее странно в этом контексте выглядят и подписи руководителей администрации Волгограда под упомянутой выше справкой экспертной комиссии. Они, по сути, признают собственную вину в провальной чехарде со сменой коммунальных операторов, повлекшей за собой и огромные долги, и огромную безнадзорность коммунального имущественного комплекса.

Вот только одна цитата. «Данная схема эксплуатации городского имущества не позволяет ни одному правообладателю подготовить качественную инвестиционную программу, соответственно, наблюдается отсутствие более или менее значимых работ по реконструкции хозяйства и наращиванию мощности, а также отсутствие высококвалифицированной работы по борьбе с потерями в городских электрических сетях. Частая смена операторов городского коммунального имущества ведет также... к превышению фактических затрат над установленной регулирующими органами тарифной выручкой (НВВ — необходимая валовая выручка)». Странность не в том, что мэрия признает свою вину. А в том, что, признав ее, не считает необходимым делать работу над ошибками.

Очевидно, что вторая «кризисная» зима для многих окажется более суровой, чем первая. И федеральный центр в этих условиях настроен на «закручивание гаек» на местах. Закономерный вопрос: на что надеется мэр миллионного города, отягощенного миллиардными долгами?

«Деловое Поволжье»

Высокое напряжение

Рубрика: Компании и рынки(1,9 полосы).

Автор: Андрей Семенов.

Бурное развитие получила на ми­нувшей неделе ситуация с непро­стыми взаимоотношениями между руководством Волгограда и энерго-снабжающими организациями. По­следние уже давно пытаются до­биться ликвидации масштабных за­долженностей за поставки электри­ческой, тепловой энергии и газа, на­копленных предыдущими комму­нальными операторами, а также за­ключения договоров энергоснабже­ния с теперешними. Предчувствуя сложности грядущего отопительно­го сезона, вразумить мэрию реши­ли областные власти и руководство ЮФО. Но до достижения консенсу­са, Похоже, ещё далеко.

Общая сумма долгов волгоград­ской коммуналки перед энергоснаб­жающими организациями перевали­ла за 3 млрд руб. Недополучившие денег предприятия испытывают серь­ёзные финансовые затруднения. Впрочем, понимая сложность текуще­го момента, энергетики и газовики не настаивают на мгновенной выплате всех причитающихся им сумм.

Согласны на составление и вы­полнение реалистичного графика погашения долгов, но понимания у городских властей эта идея пока не находит.

Хотя, во-первых, именно город­ское начальство отвечает за «орга­низацию в границах городского ок­руга электро-, тепло-, газо- и водо­снабжения населения» в соответст­вии с федеральным законом «Об об­щих принципах организации местно­го самоуправления в Российской Федерации». Во-вторых, админист­рация Волгограда является соучре­дителем в двух компаниях-должни­ках (ЗАО «РЭС» и ОАО «КТВ»), вы­полнявших прежде функции комму­нальных операторов. А в-третьих, не так давно наряду с другими членами экспертной комиссии, оценивавшей экономическую и юридическую ситу­ацию с энергоснабжением и комму­нальным обслуживанием в регионе, мэрия Волгограда подписаласьлод документом, рекомендующим навес­ти порядок в этой сфере.

В настоящее время управление коммунальным комплексом находит­ся в руках муниципальных предприя­тий. В мэрии бодро рапортуют о ходе подготовки к отопительному сезону. Но этот оптимизм разделяют не все. Энергоснабжающие организации не уверены, что и МУПы не накопят дол­гов — подобно предшественникам.

Осложняет дело то обстоятельст­во, что два из трёх коммунальных МУПов — «Волгоградское комму­нальное хозяйство» и «Горводока-нал г. Волгограда» — продолжают бездоговорное потребление элект­роэнергии. Чтобы заключить догово­ры энергоснабжения, они должны предоставить ряд документов. На­пример, подтверждающие законное владение (либо право хозяйственно­го ведения) энергопринимающими устройствами, государственную ре­гистрацию прав хозяйственного ве­дения на недвижимое имущество, а также разрешение на допуск в экс­плуатацию электроустановок поку­пателя, выданных федеральным ор­ганом исполнительной власти по го­сударственному энергетическому надзору. Полным набором необходи­мых бумаг спешно созданные МУПы обзавестись не успели.

К тому же обещать беспроблемное прохождение городом осенне-зимне­го сезона не позволяют зависшие долги уже упоминавшихся предыду­щих коммунальных операторов. При­чём вольно или невольно областной центр подставляет регион в целом. Так, например, федеральный постав­щик газа — ООО «Межрегионгаз» — из-за неплатежей Волгограда отказал в выделении объёмов поставки на 2010 год предприятиям коммунально­го комплекса всей области.

Тема неплатежей волгоградских коммунальщиков за поставленные энергоресурсы поднималась и на не­давней видеоконференции по во­просам подготовки объектов ЖКХ и энергетики в регионах Южного фе­дерального округа к осенне-зимнему периоду 2009—2010 годов, прошед­шей под председательством замес­тителя полномочного представителя президента РФ в ЮФО Владимира Жукова. В том числе зашла речь о 330-миллионном долге ОАО «КТВ» перед газовиками. Как дал понять начальник управления по работе с бюджетами и населением ООО «Межрегионгаз» Валерий Исай, без погашения задолженности нельзя гарантировать своевременное нача­ло отопительного сезона.

Упомянутым документом эксперт­ной комиссии администрации Волго­града было рекомендовано провести до 20 августа экономический и тех­нический анализ деятельности пре­дыдущих коммунальных операторов и предложить пути решения вопроса о долгах топливно-энергетическому комплексу. Однако, как стало изве­стно, должной реакции к назначен­ному сроку не последовало. Если, конечно, не считать таковой прове­дённый в тот день митинг, на кото­ром губернатора Н. Максюту призва­ли «не препятствовать администра­ции города в налаживании нормаль­ной работы отрасли».

В чём заключается «налажива­ние нормальной работы» ЖКХ с учётом всего перечисленного вы­ше, понять сложно. Уж не приведёт ли она к социальному коллапсу, об угрозе которого говорил на всерос­сийском селекторном совещании по вопросам подготовки ЖКХ к осенне-зимнему периоду министр регионального развития РФ Виктор Басаргин? Этот коллапс, по мысли Басаргина, может быть вызван не­платежами в коммунальной цепоч­ке. Чтобы не допустить вероятного прекращения поставки энергоре­сурсов, министр призвал на местах использовать для борьбы с долгами имеющиеся административные и экономические ресурсы, а первым делом — регулярно проводить ин­вентаризацию задолженностей и составить график их погашения. Что и требовалось доказать...

«Известия»

Андрей Куприков: Власти Волгограда ежедневно доказывают гражданам, что им до них дела нет

Рубрика: Экономика (10 полоса).

Первый заместитель председателя волгоградского реготделения партии «Правое дело» дает оценку экономической политике руководства города

Вопрос: Андрей Александрович, вы как директор института «Волгоградгражданпроект» знакомы с коммунальными проблемами Волгограда. В своих публичных выступлениях вы не единожды довольно резко высказывались в адрес городского руководства, обвиняя его в неграмотном решении многих вопросов, в том числе и вопроса с долгами коммунальных операторов перед поставщиками энергоресурсов. В чем же здесь вина властей города?

Ответ: Свидетелями скандала, связанного с накоплением долгов в размере порядка 2 млрд. рублей нашими бывшими арендаторами «коммуналки», стали все жители Волгограда. И все они видели, как менялось «твердое» мнение главы Волгограда в отношении этой проблемы. Сегодня Роман Гребенников на всех телевизионных каналах говорит о том, что МУПы, ставшие коммунальными операторами, никому ничего не должны. А долги всех предыдущих операторов — дело не мэрии, и вообще, она тут не при чем. То есть мэр пытается нас с вами убедить в том, что ОАО «КТВ» и ЗАО «РЭС» отношения к горадминистрации не имеют. Однако вспомним, что еще полтора года назад Роман Георгиевич перед депутатами гордумы горячо доказывал, что мэрия контролирует деятельность «КТВ» и «РЭС», так как владеет долями акций в обеих организациях. Разве сейчас что-то изменилось?..

Считаю, что глава Волгограда намеренно уходит от решения этого сложнейшего вопроса, тем самым пуская его на самотек. На мой взгляд, Гребенников пытается добиться признания обеих компаний банкротами, чтобы уйти от долгового вопроса. Но я уверен, что поставщики бывших коммунальных операторов не позволят Гребенникову обворовать себя.

Самое страшное, что может случиться в этой истории, так это потеря городом коммунальной инфраструктуры. Не самая высокая юридическая грамотность мэрских адвокатов может сыграть Волгограду недобрую службу: муниципальная собственность может запросто «уйти с молотка» за долги коммунальщиков.

В: А была у администрации Волгограда возможность не накапливать эти долги? Какие действия, с вашей точки зрения, были бы более рациональными?

О: Конечно, такая возможность была. Но давайте разберемся с одним вопросом. Население Волгограда за потребляемую электроэнергию и газ платило и платит. Все коммунальные платежи поступают в «ИВЦ ЖКХ и ТЭК». Далее же их судьба нам неизвестна: перечислялись ли они, к примеру, полтора года назад в «КТВ»? Раз у «КТВ» такие баснословные долги, то, скорее всего, не поступали. А тогда где они? Если бы за этим процессом пристально следила мэрия Волгограда, то мы бы и не знали таких проблем.

Помимо накопления неоплаченных счетов за «КТВ» есть и еще одна очевидная проблема — неоплаченная аренда коммунального имущества. Администрация Волгограда и здесь также должна была проявить свою решительную позицию — решить деловым путем вопрос арендной платы. Однако и тут городское руководство проявило безграмотность. Сейчас вопрос с арендой решается в судебном порядке, а это значит, что в текущем году в наш уже секвестированный бюджет не поступят законные средства.

Я считаю, что решению финансовых проблем бывших коммунальных операторов может поспособствовать финансовый аудит их деятельности. Инициировать его проведение могут депутаты гордумы. А его выполнением может заняться контрольно-счетная палата Волгограда. Но я особого рвения со стороны народных избранников почему-то не наблюдаю. Не проявляют они интереса и к манипуляциям мэрии с городским имуществом...

В: Что вы имеете в виду?

О: А то, что в пору «правления» Гребенникова сумма поступивших в городской бюджет 2008 года платы за аренду муниципальных помещений и от приватизации уменьшилась почти на 800 млн рублей.

В связи с этим можно задаться вопросом: а что у нас происходит с программой приватизации? По моей информации, она не приостанавливалась, но стоимость имущества стала гораздо меньше, нежели в пору работы Ищенко и Херианова.

Понижение стоимости приватизируемого жилья произошло, естественно, не случайно. Просто это позволило неким лицам скупить муниципальное жилье по дешевке. Для того чтобы не упасть в грязь лицом перед общественностью, Роман Гребенников неоднократно через гордуму снижал план по поступлениям средств от приватизации. К примеру, за год планировали собрать 500 млн рублей, а наскребли только 380. Что делать? Нужно просто скорректировать план до 350 млн, и при таком раскладе получается, что мэрия даже перевыполнила его аж на 30 млн. Кроме как одурачиванием граждан я такое поведение главы Волгограда назвать не могу...

Возврат к списку