25.08.2009

«Коммерсантъ»

Россияне сбавляют газ

Рубрика: Деловые новости (9 полоса).

Автор: Ольга Мордюшенко.

Его потребление в стране продолжает падать.

Потребление газа в России остается на низком уровне. В июле оно снизилось на 12% к июлю 2008 года, продолжая тенденцию мая и июня. Эксперты не ждут быстрого возвращения к положительной динамике, предполагая, что наступление зимнего отопительного сезона вызовет лишь небольшой рост потребления газа. В целом по году падение сохранится, составив 4—7%. На полное восстановление спроса, по независимым оценкам, потребуется два-три года.

Российские потребители в июле выбрали из Единой системы газоснабжения (ЕСГ) 16,27 млрд. кубометров газа, что на 12% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Такие данные со ссылкой на ЦДУ ТЭК приводит «Интерфакс». Снижение отбора газа отмечено в 51 из 61 субъекта ЕСГ, причем 50 регионов не выбрали законтрактованные объемы. В июле наиболее сильное снижение потребления зафиксировано в Башкирии (на 24%), Самарской (на 32%) и Ростовскй областях (на 34%).

Потребление газа в России уже третий месяц более чем на 10% ниже уровня прошлого года. Оно начало падать еще в октябре 2008 года. Основной причиной стал экономический кризис. Максимальной отметки в 15% падение спроса достигло в ноябре 2008 года. Затем темпы спада постепенно замедлялись, но единственным месяцем с начала финансового кризиса, когда был зафиксирован рост спроса на газ, стал апрель. Компании и эксперты связывали это с холодной погодой. Но затем отбор газа из ЕСГ снова начал снижаться. В мае потребление газа упало на 11%, в июне — на 13%. В целом по итогам первого полугодия отбор газа российскими потребителями снизился на 4,6%.

При этом добыча газа в России падает еще более стремительными темпами. В мае снижение производства газа «Газпромом» оказалось рекордным за последние десять лет: на 35,9%, до 27,6 млрд. кубометров. В целом в России в мае сокращение добычи составляло 34,5%, в июне — 29,4%. По итогам полугодия добыча газа в России упала на 20,8%, добыча газа «Газпромом» — на 24,4%. Однако в июле по сравнению с предыдущим месяцем производство газа выросло на 13,3%, говорится в мониторинге Минэкономразвития. В основном это связано с ростом экспортных поставок газа в Европу. Экспорт газа за семь месяцев 2009 года сократился на 36,7% — до 78 млрд. кубометров. Экспорт в страны дальнего зарубежья и Балтии составил 61,4 млрд. кубометров, что на 38,8% меньше, чем в январе-июле 2008 года.

Виталий Крюков из ИФД «Капиталъ» отмечает, что в последнее время сложилась интересная динамика: темпы падения промышленного производства замедляются, но это никак не отражается на потреблении газа. «Оно находится на стабильно низком уровне, так как компании стараются оптимизировать свои расходы на закупки газа», — говорит аналитик. По мнению господина Крюкова, процесс восстановления потребления газа будет очень медленным и займет не менее двух-трех лет. Аналитик допускает, что с наступлением отопительного сезона произойдет небольшой рост отбора газа. Но колебания спроса в ближайшее время, по его мнению, будут обусловлены не экономическими, а сезонными факторами. Денис Борисов из ИК «Солид» согласен, что пока ярко выраженных свидетельств восстановления экономики и серьезного роста потребления газа нет. Но, по его мнению, если текущие тенденции — рост цен на нефть и позитивная динамика в металлургии — сохранятся, то по итогам года падение спроса на газ будет меньше 10%. По словам аналитика, газовикам может также помочь холодная погода, и в 2009 году падение потребления может составить 4—7%.

«Новая газета»

Владимир Милов: «Газ в обмен на население»

Рубрика: Политический рынок (7—8 полосы).

Автор: Алексей Полухин.

Президент Института энергетической политики — о том, почему мы строим трубопроводы, не осваиваем месторождения и бедствуем при 70 долларах за баррель нефти

— Сегодня мы отмечаем одиннадцатую годовщину августа 1998 года. То, что и сегодня наша страна в кризисе, никто не отрицает. Однако некоторое улучшение макроэкономической ситуации как в России, так и за рубежом позволяет чиновникам и проправительственным политикам говорить, что мы уже прошли дно кризиса и второй волны не будет. Разделяете ли вы такую точку зрения?

— О том, что мы достигли дна, говорят чуть ли не с февраля. Оптимистические заявления не подтверждаются официальной статистикой. Можете зайти на сайт Росстата и посмотреть там любые показатели: прирост безработицы, промышленное производство, ВВП, инфляция. Статистика по маю-июню реально хуже, чем была в предыдущие месяцы.

Никакого дна пока не видно, хотя власти очень много денег истратили на поддер-жку экономики. Антикризисные меры не дают эффекта. Говорят, что не дали рухнуть банковской системе. Ради этого потратили 200 миллиардов золотовалютных резервов, выделили триллионы помощи госбанкам. И в результате что? Получили банковскую систему, которая не кредитует реальный сектор, потому что ставки кредита запредельно высоки.

Вторая же волна кризиса будет вызвана падением внутреннего спроса, которое никто не пытается компенсировать. Все помогают банкам, помогают нескольким избранным крупным предприятиям. Но осенью нас ждет новая волна крупных увольнений на предприятиях. На АвтоВАЗе мы уже наблюдали масштабные демонстрации, там объявлены серьезные увольнения. Поверьте, это есть и на других предприятиях. Я в последние месяцы много ездил по разным городам России, и на всех промышленных предприятиях запланированы увольнения на осень.

Нам нужен какой-то локомотив, способный обеспечить дальнейший поступательный рост. Его пока не видно.

— У нас есть традиционный локомотив, на который молятся и пенсионеры, и дети, — это цена на нефть. Сколько черное золото будет стоить в ближайшей и среднесрочной перспективе?

— За последние полгода мировые цены на нефть прилично подросли. Тем не менее российской экономике это видимым образом не помогает. Доходы от нефтяного экспорта в соответствии с моделью, выстроенной в предыдущие годы, аккумулируются в Резервном фонде и не попадают в экономику. Сегодня нефть стоит 70 долларов за баррель, допустим, она вырастет до 100. Резервному фонду продлят жизнь еще на несколько месяцев.

А что касается дальнейших перспектив нефтяных цен, то мы имеем более или менее четкую картинку, связанную со спросом и предложением, только на этот год. Все разговоры о прогнозах на 2010 год абсолютно, что называется, от фонаря. Все это зависит от одного большого фактора — будет ли мировая экономика как-то выходить из большой рецессии и начинать расти опять или не будет. Наука точного ответа не знает.

Нас, возможно, ждет очень длительная стагнация. Потому что очень много недоверия на мировых финансовых рынках из-за лопания пузырей, которые мы наблюдали в предыдущие годы.

Я не уверен, что антикризисные меры, которые сегодня принимаются многими правительствами мира, не приведут к новым проблемам. Их основная идея: еще больше усилить демпинг на денежном рынке, снижать процентные ставки, вбрасывать в экономики огромные количества дешевых денег. Где гарантии, что это не приведет к новым пузырям?

А если в мировой экономике продолжится стагнация, то никакого восстановления спроса на нефть, конечно, не произойдет. Сейчас мы имеем падение (порядка 3%) спроса по этому году. Это самый серьезный провал с 1982 года, а перспектив восстановления не просматривается.

С чего бы ценам на нефть расти? В этом году их рост был необоснованным, скорее спекулятивным. Мы видим вторую серию истории, которая была в прошлом году, когда начиная с января 2008 кризисного года последовательно пересматривались вниз прогнозы по спросу на нефть. Но мировые цены при этом росли со 100 долларов в начале года до 145 в июле. Ясно, что это был спекулятивный пузырь.

— До кризиса много говорили, что власть не хочет проводить структурные реформы, потому что и так все хорошо. И были надежды: придет кризис, и наконец-то они зашевелятся. Но кризису уже год, а структурных реформ как-то не видно.

— Точно такая же дилемма была у Михаила Горбачева и у кабинета министров, который тогда возглавлял Николай Рыжков. Идти на радикальное преобразование в экономической и политической системе или пытаться любыми средствами законсервировать существовавшую экономическую систему. Произошло что? Резко начали обваливаться экспортные доходы из-за падения цен на нефть. Выяснилось, что за время высоких цен у нас выросли целые сектора, которые не могут жить без постоянной подпитки.

Сейчас мы опять наплодили реципиентов госпомощи. Это значит, что нам надо очень и очень много денег для того, чтобы поддерживать такую модель на плаву. Дл этого недостаточно даже нефтяных доходов. В 2005—2008 годах дефицит восполнял приток капитала — дешевых займов с Запада, на которые мы, собственно, вставали с колен. Все это сейчас ушло, и приток не восстановится в ближайшее время.

Если Путин с Медведевым будут действовать по перестроечной модели сегодня, я думаю, что в определенный момент ресурсы, для того чтобы поддерживать нежизнеспособную статичную систему, которую они выстроили, будут исчерпаны. И тогда я боюсь, что нас уже ждут довольно радикальные изменения, но — неуправляемые.

— Как вы думаете, они не понимают этих рисков либо просто не знают, что конкретно сделать, какие реформы провести?

— Нет, они все прекрасно знают. Больше того, в начале первого президентского срока Путина была предложена довольно внятная и проработанная программа экономических преобразований — «программа Грефа». Очень много рецептов, которые в ней содержатся, надо взять, немножко оживить и запустить в работу.

Отказ от этих реформ был сознательным политическим выбором. Я, например, очень близко наблюдал за этим процессом, когда работал во властных структурах. Шаг за шагом они отказывались от одной, второй, третьей реформы.

— Одним из паллиативов структурных реформ стала реализация мегапроектов, в том числе инфраструктурных. Возьмем, к примеру, нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Этот проект, на ваш взгляд, может быть рентабельным?

— Да, мы подменили структурные реформы некими проектами. Это бюрократическая логика, риски омертвления капитала, потому что деньги будут неэффективно потрачены.

Вспомним 2003 год, когда частный капитал предлагал построить нефтепровод на Мурманск. Там можно было создать крупный нефтяной терминал. Это единственное место на побережье России, куда могут приходить глубоководные, крупнотоннажные танкеры, которые рентабельно поставляют нефть в любую точку земного шара.

Но пришел Путин и сказал, что мы не будем строить трубу в Мурманск. Непонятно почему, официальных объяснений так и не последовало.

Что в итоге получили? ВСТО — мегадорогой проект, с которым по-прежнему связана масса экологических проблем. До сих пор нет гарантий заполнения трубы. Рассчитывают на восточносибирские месторождения, но их освоение, как курица от яйца, зависит от тарифа прокачки по ВСТО, а он не получается низким, потому что проект дорогой.

— В таких проектах больше политических мотивов? Может быть, Путин действительно считает, что нам обязательно нужно развернуть нефтяные потоки на Восток, чтобы иметь возможность закрутить вентиль Европе, Украине, кому угодно? Или это просто желание освоить огромные деньги?

— Это комбинация из непрофессионализма и ложных геополитических посылок, за которой стоят крупные коммерческие интересы. Не случайно, как только проект ВСТО начал развиваться, из «Транснефти» убрали прежнего руководителя Семена Вайнштока и назначили одного из самых близких друзей Путина — Николая Токарева, который работал с ним еще в Дрездене. И сейчас все это осваивает он.

А почему Путин все-таки решил это строить? У него, насколько я знаю, было представление, что восточные регионы России чувствуют себя немножко на периферии российской политики. Там ухудшается экономическая, демографическая ситуация. Я просто знаю очень много материалов, которые внутри российского правительства циркулировали несколько лет назад. Те, кто их писал, просто кричали: мы теряем эти регионы, надо что-то делать! И это действительно так. Но Путин решил, что если мы там проложим нефтяную трубу, то сможем привязать эти регионы к России. Странная логика. Потому что рабочих мест эта труба не создает. Она создает проблемы. Посмотрите на страны Прибалтики, Украину или Белоруссию. Наоборот, труба, проходящая по чьей-то территории, — это стимул отделиться и брать потом плату за транзит.

Кстати, вы будете смеяться, но попасть из Западной Сибири, например, через трубу в Мурманск, а потом морем в Китай выйдет дешевле, чем транспортировать нефть из Западной Сибири до Находки по трубе ВСТО. Вот цена стратегическому планированию этих людей.

— Несмотря на дефицит бюджета, правительство отказалось в очередной раз повышать налоги на «Газпром». Можно ли сказать, что руководство компании наносит ущерб интересам России?

— Конечно, стопроцентный ущерб. Понимаете, «Газпром» никогда не платил больше налогов, если брать долю от выручки, чем, скажем, ЮКОС в те периоды, по которым были суды. Ясно, что у властей есть любимчики. Ясно, что этим любимчикам позволяется все — опять же за наш с вами счет. «Газпром» показал себя трижды неэффективным за последний год. Он пропалил весь экспорт в Европу в первом полугодии. 43 миллиарда кубометров недопоставили по сравнению с прошлым, 2008-м, относительно теплым годом. В Европе спрос на газ из-за кризиса упал на 2%, а «Газпром» потерял больше 50% экспорта в Западную Европу. Это больше 15 миллиардов долларов.

Конечно, эта компания должна поддержать российский бюджет налогами в нынешней ситуации, конечно, там есть резервы. Но вместо этого повышают налоги на нас с вами. Например, единый социальный налог — с 2011 года. Видно, что Путину дороже «Газпром», чем население Российской Федерации.

— Монополист неэффективен не только с точки зрения экспорта. С отставанием у нас идет освоение месторождений. На какое количество лет хватит наших запасов газа при нынешнем уровне потребления?

— Запасов, которые в земле, хватит надолго, минимум на 80 лет газа у нас достаточно, средства, как говорится, есть, но ума не хватает.

Проблема в том, чтобы эти запасы добыть и поставить на рынок. А это очень сложно, потому что большинство новых месторождений находится в удаленных, неосвоенных, очень труднодоступных регионах, где надо не только обустраивать месторождения, но и строить очень сложную инфраструктуру, для того чтобы с этими регионами просто соединиться. Вот, например, север полуострова Ямал, где сейчас делают один из крупнейших новых центров газодобычи, — это просто болото. Туда нужно строить дорогу. Длина железнодорожной ветки с юга Ямало-Ненецкого округа до центра добычи составляет 540 километров по очень сложной местности, где масса рек и ручьев. Все это в тяжелейших арктических условиях, по местности, заболоченной до 60%.

Далее оттуда хотят тянуть газопровод через губу, то есть очень мелкий залив. Трубу хотят зарыть на полтора метра в грунт, но там в период ледостава льды пропарывают дно на глубину до 5 метров. И что с этим делать? В мировой практике аналогичных примеров нет.

Значит, этим надо было заниматься давно. Вот в чем одна из моих принципиальных претензий к Путину как к человеку, который погрузил свои лапы в энергетический сектор. Ведь он же, как только пришел в 1999 году, должен был немедленно начинать заниматься этими вопросами. А Путин потратил время на перераспределение собственности, игру с какими-то дурацкими газопроводными проектами. Осваивать полуостров Ямал реально начали всего пару лет назад. Это настолько долгий, тяжелый, дорогой проект, что выясняется: сейчас, когда у «Газпрома» резко упали доходы, на Ямал не хватает денег. Придется замораживать.

Если кризис кончится и спрос на газ начнет восстанавливаться, то где гарантии, что «Газпром», порезав сегодня свои инвестиционные программы, успеет к тому времени ямальский газ разработать, добыть и поставить на рынки? Нет таких гарантий. У нас образовалось множество стратегических черных дыр на энергетической карте за последнее время.

— Чем закончится газовая война с Туркменией? Мы фактически сейчас у них не покупаем газ, ждем, пока они снизят цены.

— Мы все рассуждаем, а туркменский газ уже пойдет в Китай в конце этого года, максимум в начале следующего. Россия здесь стратегически проиграла. Впервые за долгое время Туркмения получила реальную альтернативу по поставкам. Нашей монополии на покупку их газа больше не существует. Китай стал нашим главным стратегическим конкурентом. Кстати, то же таджикское решение отказаться от русского языка как официального, — понятно, кем было пролоббировано. Конечно, не Соединенными Штатами, а Китаем. Пекин подсадил все государства Центральной Азии на свою помощь, которая официально выделяется в больших количествах «на цели развития». Газопровод из Туркмении идет через Узбекистан и Казахстан. И туда тоже будет поставляться и узбекский, и казахстанский газ.

У меня в этой связи два вопроса. Помните, весной 2006 года с интервалом в три недели в Пекине побывали и Путин, и Ниязов, который тогда еще был жив? Ниязов договорился о газопроводе — его уже почти построили. Путин договорился о газопроводе в Китай — где он?

Ровно 10 лет назад Путин стал премьером. Строительство «Северного потока» через Балтику было одной из идей, которые он начал продвигать с первого дня. Но его даже еще не начали строить.

Мы подписали больше двух лет назад с Назарбаевым и с туркменским лидером Бердымухаммедовым соглашение о так называемом Прикаспийском газопроводе, по которому в Россию должны были пойти дополнительные объемы туркменского газа. Где этот проект? Растворился.

Пока мы болтаем о разных потоках, мифических, которых пока нет, другие строят. И вот об этом нам надо задуматься. Надо просто лучше работать.

«Деловое Поволжье»

Высокое напряжение

Рубрика: Компании и рынки(1,9 полосы).

Автор: Андрей Семенов.

Бурное развитие получила на ми­нувшей неделе ситуация с непро­стыми взаимоотношениями между руководством Волгограда и энерго-снабжающими организациями. По­следние уже давно пытаются до­биться ликвидации масштабных за­долженностей за поставки электри­ческой, тепловой энергии и газа, на­копленных предыдущими комму­нальными операторами, а также за­ключения договоров энергоснабже­ния с теперешними. Предчувствуя сложности грядущего отопительно­го сезона, вразумить мэрию реши­ли областные власти и руководство ЮФО. Но до достижения консенсу­са, Похоже, ещё далеко.

Общая сумма долгов волгоград­ской коммуналки перед энергоснаб­жающими организациями перевали­ла за 3 млрд. руб. Недополучившие денег предприятия испытывают серь­ёзные финансовые затруднения. Впрочем, понимая сложность текуще­го момента, энергетики и газовики не настаивают на мгновенной выплате всех причитающихся им сумм.

Согласны на составление и вы­полнение реалистичного графика погашения долгов, но понимания у городских властей эта идея пока не находит.

Хотя, во-первых, именно город­ское начальство отвечает за «орга­низацию в границах городского ок­руга электро-, тепло-, газо- и водо­снабжения населения» в соответст­вии с федеральным законом «Об об­щих принципах организации местно­го самоуправления в Российской Федерации». Во-вторых, админист­рация Волгограда является соучре­дителем в двух компаниях-должни­ках (ЗАО «РЭС» и ОАО «КТВ»), вы­полнявших прежде функции комму­нальных операторов. А в-третьих, не так давно наряду с другими членами экспертной комиссии, оценивавшей экономическую и юридическую ситу­ацию с энергоснабжением и комму­нальным обслуживанием в регионе, мэрия Волгограда подписалась под документом, рекомендующим навес­ти порядок в этой сфере.

В настоящее время управление коммунальным комплексом находит­ся в руках муниципальных предприя­тий. В мэрии бодро рапортуют о ходе подготовки к отопительному сезону. Но этот оптимизм разделяют не все. Энергоснабжающие организации не уверены, что и МУПы не накопят дол­гов — подобно предшественникам.

Осложняет дело то обстоятельст­во, что два из трёх коммунальных МУПов — «Волгоградское комму­нальное хозяйство» и «Горводока-нал г. Волгограда» — продолжают бездоговорное потребление элект­роэнергии. Чтобы заключить догово­ры энергоснабжения, они должны предоставить ряд документов. На­пример, подтверждающие законное владение (либо право хозяйственно­го ведения) энергопринимающими устройствами, государственную ре­гистрацию прав хозяйственного ве­дения на недвижимое имущество, а также разрешение на допуск в экс­плуатацию электроустановок поку­пателя, выданных федеральным ор­ганом исполнительной власти по го­сударственному энергетическому надзору. Полным набором необходи­мых бумаг спешно созданные МУПы обзавестись не успели.

К тому же обещать беспроблемное прохождение городом осенне-зимне­го сезона не позволяют зависшие долги уже упоминавшихся предыду­щих коммунальных операторов. При­чём вольно или невольно областной центр подставляет регион в целом. Так, например, федеральный постав­щик газа — ООО «Межрегионгаз» — из-за неплатежей Волгограда отказал в выделении объёмов поставки на 2010 год предприятиям коммунально­го комплекса всей области.

Тема неплатежей волгоградских коммунальщиков за поставленные энергоресурсы поднималась и на не­давней видеоконференции по во­просам подготовки объектов ЖКХ и энергетики в регионах Южного фе­дерального округа к осенне-зимнему периоду 2009—2010 годов, прошед­шей под председательством замес­тителя полномочного представителя президента РФ в ЮФО Владимира Жукова. В том числе зашла речь о 330-миллионном долге ОАО «КТВ» перед газовиками. Как дал понять начальник управления по работе с бюджетами и населением ООО «Межрегионгаз» Валерий Исай, без погашения задолженности нельзя гарантировать своевременное нача­ло отопительного сезона.

Упомянутым документом эксперт­ной комиссии администрации Волго­града было рекомендовано провести до 20 августа экономический и тех­нический анализ деятельности пре­дыдущих коммунальных операторов и предложить пути решения вопроса о долгах топливно-энергетическому комплексу. Однако, как стало изве­стно, должной реакции к назначен­ному сроку не последовало. Если, конечно, не считать таковой прове­дённый в тот день митинг, на кото­ром губернатора Н. Максюту призва­ли «не препятствовать администра­ции города в налаживании нормаль­ной работы отрасли».

В чём заключается «налажива­ние нормальной работы» ЖКХ с учётом всего перечисленного вы­ше, понять сложно. Уж не приведёт ли она к социальному коллапсу, об угрозе которого говорил на всерос­сийском селекторном совещании по вопросам подготовки ЖКХ к осенне-зимнему периоду министр регионального развития РФ Виктор Басаргин? Этот коллапс, по мысли Басаргина, может быть вызван не­платежами в коммунальной цепоч­ке. Чтобы не допустить вероятного прекращения поставки энергоре­сурсов, министр призвал на местах использовать для борьбы с долгами имеющиеся административные и экономические ресурсы, а первым делом — регулярно проводить ин­вентаризацию задолженностей и составить график их погашения. Что и требовалось доказать...

«Известия»

Андрей Куприков: Власти Волгограда ежедневно доказывают гражданам, что им до них дела нет

Рубрика: Экономика (10 полоса).

Первый заместитель председателя волгоградского реготделения партии «Правое дело» дает оценку экономической политике руководства города

Вопрос: Андрей Александрович, вы как директор института «Волгоградгражданпроект» знакомы с коммунальными проблемами Волгограда. В своих публичных выступлениях вы не единожды довольно резко высказывались в адрес городского руководства, обвиняя его в неграмотном решении многих вопросов, в том числе и вопроса с долгами коммунальных операторов перед поставщиками энергоресурсов. В чем же здесь вина властей города?

Ответ: Свидетелями скандала, связанного с накоплением долгов в размере порядка 2 млрд. рублей нашими бывшими арендаторами «коммуналки», стали все жители Волгограда. И все они видели, как менялось «твердое» мнение главы Волгограда в отношении этой проблемы. Сегодня Роман Гребенников на всех телевизионных каналах говорит о том, что МУПы, ставшие коммунальными операторами, никому ничего не должны. А долги всех предыдущих операторов — дело не мэрии, и вообще, она тут не при чем. То есть мэр пытается нас с вами убедить в том, что ОАО «КТВ» и ЗАО «РЭС» отношения к горадминистрации не имеют. Однако вспомним, что еще полтора года назад Роман Георгиевич перед депутатами гордумы горячо доказывал, что мэрия контролирует деятельность «КТВ» и «РЭС», так как владеет долями акций в обеих организациях. Разве сейчас что-то изменилось?..

Считаю, что глава Волгограда намеренно уходит от решения этого сложнейшего вопроса, тем самым пуская его на самотек. На мой взгляд, Гребенников пытается добиться признания обеих компаний банкротами, чтобы уйти от долгового вопроса. Но я уверен, что поставщики бывших коммунальных операторов не позволят Гребенникову обворовать себя.

Самое страшное, что может случиться в этой истории, так это потеря городом коммунальной инфраструктуры. Не самая высокая юридическая грамотность мэрских адвокатов может сыграть Волгограду недобрую службу: муниципальная собственность может запросто «уйти с молотка» за долги коммунальщиков.

В: А была у администрации Волгограда возможность не накапливать эти долги? Какие действия, с вашей точки зрения, были бы более рациональными?

О: Конечно, такая возможность была. Но давайте разберемся с одним вопросом. Население Волгограда за потребляемую электроэнергию и газ платило и платит. Все коммунальные платежи поступают в «ИВЦ ЖКХ и ТЭК». Далее же их судьба нам неизвестна: перечислялись ли они, к примеру, полтора года назад в «КТВ»? Раз у «КТВ» такие баснословные долги, то, скорее всего, не поступали. А тогда где они? Если бы за этим процессом пристально следила мэрия Волгограда, то мы бы и не знали таких проблем.

Помимо накопления неоплаченных счетов за «КТВ» есть и еще одна очевидная проблема — неоплаченная аренда коммунального имущества. Администрация Волгограда и здесь также должна была проявить свою решительную позицию — решить деловым путем вопрос арендной платы. Однако и тут городское руководство проявило безграмотность. Сейчас вопрос с арендой решается в судебном порядке, а это значит, что в текущем году в наш уже секвестированный бюджет не поступят законные средства.

Я считаю, что решению финансовых проблем бывших коммунальных операторов может поспособствовать финансовый аудит их деятельности. Инициировать его проведение могут депутаты гордумы. А его выполнением может заняться контрольно-счетная палата Волгограда. Но я особого рвения со стороны народных избранников почему-то не наблюдаю. Не проявляют они интереса и к манипуляциям мэрии с городским имуществом...

В: Что вы имеете в виду?

О: А то, что в пору «правления» Гребенникова сумма поступивших в городской бюджет 2008 года платы за аренду муниципальных помещений и от приватизации уменьшилась почти на 800 млн рублей.

В связи с этим можно задаться вопросом: а что у нас происходит с программой приватизации? По моей информации, она не приостанавливалась, но стоимость имущества стала гораздо меньше, нежели в пору работы Ищенко и Херианова.

Понижение стоимости приватизируемого жилья произошло, естественно, не случайно. Просто это позволило неким лицам скупить муниципальное жилье по дешевке. Для того чтобы не упасть в грязь лицом перед общественностью, Роман Гребенников неоднократно через гордуму снижал план по поступлениям средств от приватизации. К примеру, за год планировали собрать 500 млн рублей, а наскребли только 380. Что делать? Нужно просто скорректировать план до 350 млн, и при таком раскладе получается, что мэрия даже перевыполнила его аж на 30 млн. Кроме как одурачиванием граждан я такое поведение главы Волгограда назвать не могу...

«Трибуна»

Морская армада «Газпрома»

Рубрика: ТЭК России (11 полоса).

Четверть площади шельфа Мирового океана принадлежит России. Это более 5 млн квадратных километров. Причем под морской толщей скрыты несметные природные сокровища. В первую очередь — неисчерпаемые запасы углеводородного сырья.

По данным российских газовиков, начальные суммарные ресурсы углеводородов континентального шельфа России составляют около 100 млрд. тонн условного топлива, из которых около 80% —  газ. Основные из них — порядка 70% — сосредоточены в недрах Баренцева, Печорского и Карского морей. При этом в недрах Баренцева и Карского морей преобладают газ и конденсат, в Печорском море — нефть.

Лидер российской газодобычи — «Газпром» в качестве основных перспективных районов рассматривает шельф Баренцева, Карского, Печорского и Каспийского морей, акватории Обской и Тазовской губ, шельф Охотского моря, в том числе шельф острова Сахалин и Западной Камчатки. С целью организации работ на морских месторождениях в 2005 году концерном разработана и принята к реализации «Программа работ ОАО „Газпром“ по освоению ресурсов углеводородов на шельфе Российской Федерации до 2030 года». Она предусматривает комплексное и поэтапное освоение углеводородных ресурсов акваторий, использование современных высокоэффективных технико-технологических решений по всем направлениям работ с учетом передового мирового опыта.

Речь идет не только об освоении таких гигантов, как Штокмановское месторождение, но и о строительстве уникальной морской армады судов и морских установок для газовиков. Судостроительные предприятия Северо-Запада России выполняют уже заказы ОАО «Газпром» для освоения Арктического шельфа.

В Северодвинске «ПО «Севмаш» ведет строительство морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная», ЦС «Звездочка» — самоподъемной плавучей буровой установки «Арктическая», а ОАО «Выборгский судостроительный завод» — полупогружных буровых установок «Северное сияние» и «Полярная звезда». Причем обе предназначены для работы в суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера, рассчитаны на высоту волн до 32 м и способны проводить разведочное и эксплуатационное бурение газовых и нефтяных скважин до 7500 м на глубине воды 70—500 м.

Строительство первой ППБУ должно завершиться в четвертом квартале 2010 года, второй — в первом квартале 2011 года. Они предназначены для бурения эксплуатационных скважин на Штокмановском месторождении.

Параллельно продолжаются работы по проектированию технических средств для освоения российского шельфа. ЦНИИ им. Крылова по заказу «Газпрома» разработал концептуальный проект морской ледостойкой буровой установки, одиннадцать технических проектов судов для обеспечения обустройства морских месторождений, ведется разработка технического проекта ППБУ, разрабатывается «Программа создания плавтехсредств и их использования при освоении морских нефтегазовых месторождений на период до 2030 года».

Кроме того, в работах участвуют судостроительные заводы Санкт-Петербурга, поставляющие продукцию для нужд «Газпрома», ОАО «Северная верфь», ФГУП «Адмиралтейские верфи», ОАО «Балтийский завод». В связке с ними — ОАО «Силовые машины», «Объединенная судостроительная корпорация», ОАО «Амурский судостроительный завод» и другие.

По словам заместителя председателя правления концерна Александра Ананенкова, «Газпром» придает особое значение освоению российского континентального шельфа, а также перспективам производства и морской транспортировки сжиженного природного газа. При этом компания стремится максимально задействовать мощности отечественных производителей. Вместе с тем в России наблюдается явный недостаток не только производственных, но и проектно-конструкторских мощностей для создания современных плавтехсредств для освоения морского шельфа. Прежде всего речь идет о буровых установках и технологических платформах нового поколения.

Вот почему «Газпром» заявил о поддержке инициативы российских судостроителей, направленной на ускорение создания новых производственных мощностей по изготовлению буровых и технологических платформ, танкеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), а также отдельных блоков и модулей морской техники. Причем этому не могут помешать никакие кризисные обстоятельства. Ведь только для освоения месторождений континентального шельфа на период до 2020 года «Газпрому» потребуется более десяти буровых и технологических платформ, до 60 судов и плавтехсредств различного типа, а также 23 танкера для перевозки СПГ. «Мы стремимся к тому, чтобы максимальное количество заказов „Газпрома“ оказалось у российских производителей. И ждем от них комплексной модернизации судостроительных предприятий, которая позволила бы удовлетворять потребности „Газпрома“ как крупнейшего заказчика с точки зрения и количества, и качества», — поясняет Александр Ананенков.

Зам. главы «Газпрома» обращает внимание и на то обстоятельство, что сегодня в России как никогда остро стоит вопрос замещения высокотехнологичных комплектующих импортного производства отечественными. По его мнению, необходимо принять государственную программу импортозамещения, которая касалась бы не только судостроителей, но также и производителей двигателей, машин, нефтяного и газового оборудования. «Эта программа должна стимулировать российских производственников максимально активно заниматься модернизацией оборудования, сертификацией, внедрением и развитием передовых технологий», — подчеркнул Александр Ананенков.

Судостроители с пониманием относятся к стратегическим планам «Газпрома» по производству сжиженного и сжатого газа, в том числе на Дальнем Востоке России. Для них это означает гарантированные объемы работ и финансово-экономическую поддержку со стороны российских газовиков. Ведь по признанию обеих сторон возможности российских судостроителей по производству современных метановозов пока значительно отстают от потребностей «Газпрома». Например, наибольшая эффективность морских перевозок сжиженного природного газа достигается при вместимости танкеров более 200 тыс. куб. м. Российские предприятия пока не способны выпускать суда с подобными характеристиками. Для этого им необходимо реконструировать производственные мощности.

«Газпром» готов заказывать на отечественных предприятиях не только танкерные и вспомогательные суда, но и трубы, запорную арматуру, оборудование для сжижения газа и так далее. Такое решение было подтверждено в Санкт-Петербурге на выездном заседании Координационного комитета по названной проблеме. Теперь задача российских машиностроителей — в предельно сжатые сроки организовать выпуск оборудования для производства и транспорта СПГ, отвечающего требованиям «Газпрома».

«Мы сообща должны добиться того, чтобы как можно большее число российских предприятий — сегодняшних и потенциальных поставщиков „Газпрома“ — с этим справились», — отметил Александр Ананенков после посещения целого ряда машиностроительных предприятий Северной столицы и региона в целом.

«Трибуна»

Морская армада «Газпрома»

Рубрика: ТЭК России (11 полоса).

С ходом строительства объектов Бованенковского ГКМ ознакомились участники выездного совещания координационной группы ОАО «Газпром» по рассмотрению вопросов обустройства этого месторождения. Ее представители посетили ряд производственных объектов: базу бурения, площадки строительства электростанции для собственных нужд, полигона утилизации твердых бытовых и промышленных отходов (ТБПО) и первого модуля установки комплексной подготовки газа (УКПГ-2).

Определено, что в 2009 году приоритетными объектами обустройства Бованенковского месторождения станут эксплуатационные скважины, первый модуль УКПГ газового промысла № 2, первая очередь строительства аэропорта, электростанция, а также полигон ТБПО. Соответствующие поручения даны дочерним компаниям концерна ООО «Газпром добыча Надым», ЗАО «Ямалгазинвест», «Газпромтранс», «Газпром бурение», «Газпром газнадзор», «Газпром комплектация», «ВНИПИгаздобыча», «ЮжНИИгипрогаз» и «Стройгазконсалтинг».

Напомним, что выход газовиков на Ямал имеет принципиальное значение для обеспечения роста добычи газа в России. В 2002 году правление «Газпрома» определило полуостров регионом стратегических интересов компании. Промышленное освоение здешних месторождений позволит довести добычу газа на полуострове к 2030 году до 310—360 млрд. куб. м в год.

Первоочередным объектом освоения на Ямале являются сеноман-аптские залежи Бованенковского месторождения. Первоначальный проектный объем добычи газа здесь определен в 115 млрд. куб. м в год. В долгосрочной перспективе он возрастет до 140 млрд. куб. м в год.

Однако глобальный экономический кризис заставил газовиков внести некоторые коррективы в эти планы. В июле с. г. в связи со снижением спроса на газ в России и за рубежом, а также прогнозом его потребления в ближайшие годы правление концерна приняло решение о переносе срока ввода в эксплуатацию первых пусковых комплексов Бованенковского месторождения и системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта» с третьего квартала 2011 года на год позже. Что, впрочем, не мешает концерну планомерно решать вопросы освоения углеводородных кладовых Ямала.

«Ведомости»

«Газпром» помог

Рубрика: Индустрия & энергоресурсы (полоса Б02).

Автор: Александра Терентьева.

В конце июля башкирские чиновники критиковали «Салаватнефтеоргсинтез» (СНОС) за «неграмотное» управление и грозили обратиться к главному акционеру — «Газпрому»: долг предприятия по займам и кредитам составлял на конец июня 28,7 млрд. руб., больше полугодовой выручки, а чистый убыток достиг 2,9 млрд. руб. (правда, почти половина — по курсовым разницам). Почти сразу СНОС объявил, что утвердил антикризисную программу. Новый шаг — рефинансирование долга.

На 30 июня короткий долг по кредитам составлял у СНОСа 9,9 млрд. руб., еще 3 млрд. руб. — облигации с погашением в ноябре, говорится в отчете компании за II квартал по РСБУ. То есть в сумме было 12,9 млрд. руб.

А сейчас короткий долг по займам и кредитам — 5,4 млрд. руб. с учетом облигаций, сообщил «Ведомостям» представитель СНОСа. Получается, рефинансировать удалось 7,5 млрд. руб.

Что за кредиты погашены, представитель СНОСа не говорит. А источник, близкий к компании, уточняет: часть долга была рефинансирована в Газэнергопромбанке, основной владелец которого также «Газпром».

В июле Газэнергопромбанк действительно выдал СНОСу кредит на 22,5 млн евро (1 млрд. руб. по текущему курсу), говорит представитель банка, но условия не раскрывает. Еще об одном займе для СНОСа сообщил вчера Оргрэсбанк — $50 млн. на три года; ставка — LIBOR + 4%, уточнил СНОС.

У СНОСа сильные акционеры, неудивительно, что он смог успешно занять, отмечает аналитик «Метрополя» Александр Назаров. Оставшиеся 5,4 млрд. руб. компания хочет погасить за счет собственных средств (4,9 млрд. руб. на 30 июня), кредитов или новых облигаций, говорит представитель СНОСа.

Возврат к списку