31.08.2009

«Деловое Поволжье»

Теплые отношения

Рубрика: Компании и рынки (9 полоса).

Автор: Владимир Алексеев.

Теплоснабжение Волгограда демонстрирует «признаки кризисного состояния».

В июле вице-премьер России Дмитрий Козак провёл совеща­ние с участием Минэнерго, Минрегиона, Ростехнадзора и представителей региональных властей, на котором было при­нято решение — сформировать реестр объектов электро- и теплоснабжния, энергетических компаний, имеющих призна­ки кризисного состояния, а также разработать планы анти­кризисного управления этими объектами. «Признаки кризис­ного состояния в области теплоснабжения» обнаружены в Волгограде.

Из рук в руки

По поручению заместителя мини­стра регионального развития С. Круглика анализ ситуации в Волгограде выполнило некоммер­ческое партнёрство «Российское теплоснабжение». По результатам работы НП подготовлена поясни­тельная записка к плану антикри­зисного управления системой теп­лоснабжения Волгограда. 25 авгус­та записка направлена в министер­ство, а также в областную и город­скую администрации Волгограда. Однако первый заместитель гла­вы Волгограда Сергей Соколов сказал «ДП», что не знаком с этим документом, несмотря на то, что вся почта по коммунальным вопро­сам поступает к нему.

Документ представляет собой достаточно интересное чтение: в нём проанализирована история коммунальных перипетий Волго­града за последние годы. Обслу­живание теплового хозяйства Волгограда неоднократно перехо­дило из рук в руки, но в главном ситуация не менялась: тепловые сети изношены и требуют значи­тельных вложений в реконструк­цию. Логика подсказывает, что без поиска реального и, скорее всего, частного инвестора систе­мы теплоснабжения города будут всё активнее показывать «призна­ки кризисного состояния».

Как известно, большая часть тепловой нагрузки города подклю­чена к 126 муниципальным ко­тельным, часть — к заводским ко­тельным, примерно половину на­грузки Кировского и Красноар­мейского районов обеспечивают Волгоградская ГРЭС и Волгоград­ская ТЭЦ-2, принадлежащие ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго». Ор­ганизации же, занимающиеся экс­плуатацией муниципальных ко­тельных и сетей, за последние 10 лет менялись много раз.

В марте 2004 г. все муниципаль­ные котельные и тепловые сети были переданы в аренду ОАО «Волгоградские коммунальные си­стемы» — дочернее предприятие «Российских коммунальных сис­тем». Коммунальный оператор не имел собственного имущества, до­статочного для обеспечения обяза­тельств перед поставщиками элек­троэнергии, газа и тепла, соответ­ственно, в условиях краткосрочной аренды легко шёл на увеличение дебиторской задолженности.

В ноябре 2005 г. был заключён договор аренды с новым комму­нальным оператором — ЗАО «Ре­гиональная энергетическая служ­ба» на срок 11 месяцев. Несмотря на участие муниципалитета Волго­града в акционерном капитале, за год ЗАО «РЭС» тоже накопило не­мало долгов. Тем не менее дого­вор с ЗАО «РЭС» был продлён ещё на 11 месяцев.

В феврале 2008 года в Волго­граде проведены торги на право долгосрочной аренды коммуналь­ной инфраструктуры города. Их выиграло ОАО «Коммунальные технологии Волгограда», 26% ак­ций которого принадлежит муници­палитету. Однако в июле торги и договоры аренды имущества муни­ципальной казны по решению суда были впервые признаны недейст­вительными, судебная тяжба, тя­нувшаяся до марта 2009-го, этого решения не отменила. Несмотря на это, эксплуатацию объектов тепло­снабжения до 31 мая 2009 г. осу­ществляло ОАО «КТВ». Это АО, как и все предыдущие операторы, тоже накопило долги за электро­энергию, газ и покупное тепло.

С 1 июня функции коммунальных операторов Волгограда были пере­даны трём МУПам. Тепло отошло в МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», но 3,5 тысячи человек эксплуатационного персонала в ию­не этого года переведено из ОАО «КТВ» обратно в ЗАО «РЭС».

В аварийном режиме

Как известно, срок эксплуатации большинства источников тепло­снабжения в городе — от 30 до 80 лет. Существенных реконструкций не было, выполняются текущие работы, это позволяет поддержи­вать некий минимально необходи­мый уровень надёжности.

Однако в критических ситуаци­ях этот уровень подвергается жес­токим испытаниям, как это было в январе 2006-го, когда во время сильного мороза из-за нехватки газа город стал замерзать, и насе­ление дружно перешло на элек­тронагреватели. Такой нагрузки подстанции не выдерживали, и в городе был введён режим массо­вых — отключений электроэнергии. Отключали фонари на улицах, ма­газинам было предписано закан­чивать работу к определённому времени, чтобы сэкономить элект­роэнергию. Прошло три года, но каких-то серьёзных мер на случай сильных холодов принято не было.

В январе этого года волгоградцы пережили сильный стресс, свя­занный с порывами на теплотрас­се: при переводе нагрузки на ре­зервные линии начали рваться и они, потому что такая степень из­носа не даёт возможности для до­полнительной нагрузки. Сотни зданий, в том числе жилых, оказа­лись без тепла на сутки — двое. Оче­видно, что такие сети нужно не ла­тать, а менять, поскольку по офи­циальным данным их износ со­ставляет 68%, плюс к тому много сетей проложено прямо по земле, без изоляции. Реально же в год в городе меняют не более 2% сетей.

Официальные документы, ес­тественно, не дают ответа на во­прос, в чём причина столь медлен­ного обновления городской ком­муналки — реальный дефицит средств городского бюджета или нежелание власти заниматься этой проблемой. Однако другие цифры подсказывают: городской бюджет не потянет такой объём финансирования, какой нужен для приведения сетей в порядок. В год в среднем в Волгограде тратят на ремонт теплосетей около 80 млн. руб., в нынешнем году потратили почти вдвое больше — 140 млн. руб. По данным НП «Российское теплоснабжение», только на вы­полнение предписаний Ростехнадзора городу необходимо 1,5 млрд. руб., из них 800 млн. — на перво­очередные мероприятия. Неудиви­тельно, что ремонтники преврати­лись в аварийную службу. При та­ком финансировании по-другому они работать не могут.

В Нижне-Волжском управлении Ростехнадзора не готовы коммен­тировать, действительно ли вы­полнение выданных предписаний обходится в такую сумму, хотя признают, что средства нужны большие. Причина в том, что из выданных ещё в 2005 году пред­писаний выполнено примерно 30%. Как рассказали «ДП» в пресс-службе управления, после аварий января 2009-го город выделил 50 млн. руб. на аварийные участки в Центральном, Киров­ском и Тракторозаводском райо­нах города, и 30 млн. из них уже освоены. Однако это лишь самые первоочередные траты. Согласно предписаниям Ростехнадзора, го­роду необходимо ремонтировать и закупать новые котлы и автомати­ку для котельных, а также другое оборудование, но из-за дефицита средств работа откладывается из года в год, и есть ощущение, что проблемы превращаются в снеж­ный ком. Эксперты ведомства по­нимают, что город не может заме нить всё то, что нуждается в заме­не, однако понимают и то, что в случае критических ситуаций Ростехнадзору тоже придётся отвечать за случившееся. И то, что коммунальщики города работают всегда в аварийном режиме, — это реальное следствие годами, копившихся проблем.

Экономика или уже политика?

После неудач с частными комму­нальными операторами админист­рация города приняла решение — отвечать за коммунальное хозяй­ство Волгограда должны муници­пальные предприятия. Они и были созданы практически с нуля. На подготовку к зиме им выделено в этом году 70 млн. руб., есть договорённость об открытии кредит ной линии на 200 млн. руб.

Однако на городе висят долг/ поставщикам энергоресурсов. По разным оценкам — от 2 до 3 млрд. руб. Администрация города при поддержке городской прокурату­ры заняла твёрдую позицию: это долги хозяйствующих субъектов ни город, ни МУПы не имеют к ним никакого отношения. Однако по­ставщики энергоресурсов настаи­вают, что муниципальные власти намеренно создали такую систе­му, при которой энергоресурсы потребляют организации, не име­ющие имущества и не отвечаю­щие по своим долгам.

Поэтому поставщики энергоре­сурсов ищут свои способы реше­ния ситуации, например, отказы­вают в заключении договоров с МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» (МУП «ВКХ») до предоставления предприятием всех необходимых документов и подтверждения его полномочий на заключение договора энергоснаб­жения. В этих условиях продолжа­ется практика потребления энер­горесурсов без договоров. В 2008 году в городе были случаи само­вольного пуска газа в котельные, ООО «Волгоградрегионгаз» даже не сообщали об этом.

МУП «ВКХ» заключило с ЗАО «РЭС» договор на поддержание в исправном состоянии объектов теплоснабжения, а договор на экс­плуатацию не заключён, так как его не согласовало УФАС по Вол­гоградской области. Само же МУП эксплуатировать их не может — у него нет на это разрешения Ростехнадзора. То есть юридически эксплуатацию объектов тепло­снабжения в Волгограде сегодня не осуществляет никто.

Администрацией и думой Вол­гограда приняты решения о пере­даче объектов в хозяйственное ве­дение МУП «ВКХ». Однако не про­изведена государственная регист­рация ни права хозяйственного ведения, ни даже права муници­пальной собственности. Это зна­чит, что коммунальный оператор не отвечает имуществом за свои долги, так как юридически не име­ет прав на это имущество. Ответ­ственность МУП «ВКХ» ограниче­на уставным капиталом в 100 ты­сяч рублей.

Юридическая, хозяйственная и финансовая неразбериха в комму­налке приводит к тому, что пробле­ма превращается в политический конфликт. В такой напряжённой об­становке решение хозяйственных вопросов, естественно, сильно ос­ложняется. А признаки кризисного состояния не исчезают. И пробле­мы волгоградского ЖКХ вышли на федеральный уровень. Будет ли зи­ма тёплой? Сегодня это зависит не только от природы.

«Коммерсантъ»

Виктор Ющенко прикрывает газовый базар

Рубрика: Новости (1,4 полосы).

Автор: Наталья Гриб; Олег Гавриш.

И ведет Украину на европейский газовый рынок.

Президент Украины Виктор Ющенко пытается воплотить в жизнь положения Брюссельской декларации, которая серьезно осложнила газовые отношения Киева и Москвы. Своим новым указом господин Ющенко предписывает привести правила работы газового рынка Украины в соответствие с европейскими. В частности, уже в 2010 году должен быть открыт доступ третьим лицам к газопроводам страны. Сейчас НАК «Нафтогаз Украины» использует их только для внутренних нужд и транзита газа из России. Это может дать юридическое обоснование для пересмотра текущих газовых соглашений России и Украины.

В четверг вечером был опубликован указ N 681 президента Украины Виктора Ющенко, в котором правительству Юлии Тимошенко поручено реформировать газовый сектор страны в 2010—2011 годах в соответствии с законодательством Евросоюза. До конца года правительство должно разработать и внести в верховную раду законопроекты, которые обеспечат либерализацию рынка газа на Украине. А именно предоставят доступ «третьим лицам на прозрачных коммерческих условиях к сети газопроводов высокого давления и хранилищам газа, внедрят прозрачные тарифы доступа к газотранспортной системе (ГТС), включающие надлежащую доходность инвестиций, а также обеспечат независимость оператора ГТС, предоставив „Укртрансгазу“ возможность распоряжаться доходами от транспортировки и хранения газа».

«Документ носит упреждающий характер, он адресован прежде всего Киеву и Брюсселю — с целью получить хотя бы часть из $1,7 млрд. обещанных кредитов от европейских финансовых организаций в ближайшее время, — поясняет директор Института глобальных стратегий (Украина) Вадим Карасев. — Идея транзитного государства, принятая при Леониде Кучме в 90-е, окончательно себя исчерпала, поскольку бонусы в современном мире получает поставщик и покупатель энергоресурсов, но никак не транзитер». По мнению политолога, любая новая власть на Украине будет двигаться в направлении интеграции ГТС в европейскую систему и закупки газа на восточной границе. Нынешний премьер, по его мнению, пойдет на максимальные компромиссы с Москвой, но даже Юлия Тимошенко «в конечном итоге повернет в эту сторону».

Указ призван выполнить требования подписанной Киевом с Еврокомиссией 23 марта Брюссельской декларации, которая предполагает присоединение Украины к европейскому рынку энергоресурсов и перенос пунктов продажи российского газа с польско-немецкой на российско-украинскую границу. Декларация вызвала жесткую критику российского премьера Владимира Путина, который предупредил, что в случае ее реализации Москва пересмотрит отношения с европейскими инвесторами в российской энергетике и снизит закупку газотранспортного оборудования в ЕС.

Тем не менее 5 июня совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о проведении либерализации рынка газа в соответствии с Брюссельской декларацией. Нынешний указ Виктора Ющенко создает юридическую основу для того, чтобы «Газпрому» пришлось в 2010 году заключить новый договор на транзит российского газа через Украину, а НАК «Нафтогаз Украины» могла возобновить экспорт украинского газа, запрещенный в 2006 году в рамках газовых соглашений Москвы и Киева.

Все опрошенные «Ъ» эксперты считают, что указ не будет реализован в ближайшие месяцы, поскольку содержит требование к правительству до конца года подготовить все необходимые изменения к законодательству Украины и внести их на рассмотрение в верховную раду. Однако в нем нет требований к парламенту внести эти изменения до президентских выборов в стране в начале 2010 года. «Киев ориентируется на Брюссель и готов либерализировать свой рынок даже раньше, чем это сделают Берлин, Париж и Рим, — полагает глава киевского Центра энергетических исследований Константин Бородин. — Но Ющенко опирается не на тех людей — он встречается с энергокомиссаром Андрисом Пиебалгсом и главой ЕБРР, тогда как решения по газу принимают премьер Италии Сильвио Берлускони, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Никола Саркози и главы европейских энергоконцернов».

Как пояснили «Ъ» в «Нафтогазе Украины», «в случае принятия соответствующих законодательных актов компания выполнит их условия». Другой источник в компании считает, что Еврокомиссия пытается отработать схему либерализации газового рынка на площадке «Нафтогаза», поскольку у нее не получилось раздробить немецкий E.On или французский GDF SUEZ. «Реализация указа возможна, но маловероятна в условиях политической и социальной неопределенности на Украине», — полагает источник «Ъ» в «Нафтогазе».

В «Газпроме» от официальных комментариев отказались. Но высокопоставленный менеджер монополии уверен: «С 1 января 2010 года этого не произойдет, они просто не успеют изменить законодательство, а международные контракты нельзя отменить указом». Впрочем, собеседник «Ъ» признал, что указ дает «Нафтогазу» основания отозвать гарантии «Газпрому» на транзит 120 млрд. кубометров газа в год и заполнить трубу газом других контрагентов. «В этом случае мы вспомним принцип take-or-pay, который предусматривает 80% обязательной покупки газа, тогда как Украина берет не более 50%, — пояснил собеседник „Ъ“. — Мы просто обратимся в суд». Эксперт Константин Бородин также считает, что если «Нафтогаз» уведомит «Газпром» о форс-мажоре, который наступит в результате исполнения указа, то российская сторона расценит это как демарш и политическую провокацию с целью эскалации газовой войны в декабре или январе.

В то же время у Украины не так много альтернатив. К ее границам подходят только российские газопроводы, и «Газпром» остается единственным поставщиком. Если же Киев начнет экспортировать собственный газ (около 20 млрд. кубометров год), это приведет к еще большей газовой зависимости самой Украины от России (около 50 млрд. кубометров в 2008 году при общем потреблении порядка 70 млрд. кубометров). Но власти страны, наоборот, пытаются снизить закупки газа у «Газпрома». Юлия Тимошенко уже объявила, что в 2010 году Украина хочет импортировать всего 25 млрд. кубометров газа (см. «Ъ» от 21 августа). Во вторник премьер Украины в Польше обсудит это с Владимиром Путиным. Пока российские власти не реагируют на инициативы украинского президента и премьера.

Возврат к списку