Обзоры СМИ
31.08.2009
«Деловое Поволжье»
Теплые отношения
Рубрика: Компании и рынки (9 полоса).
Автор: Владимир Алексеев.
Теплоснабжение Волгограда демонстрирует «признаки кризисного состояния».
В июле вице-премьер России Дмитрий Козак провёл совещание с участием Минэнерго, Минрегиона, Ростехнадзора и представителей региональных властей, на котором было принято решение сформировать реестр объектов электро- и теплоснабжния, энергетических компаний, имеющих признаки кризисного состояния, а также разработать планы антикризисного управления этими объектами. «Признаки кризисного состояния в области теплоснабжения» обнаружены в Волгограде.
Из рук в руки
По поручению заместителя министра регионального развития С. Круглика анализ ситуации в Волгограде выполнило некоммерческое партнёрство «Российское теплоснабжение». По результатам работы НП подготовлена пояснительная записка к плану антикризисного управления системой теплоснабжения Волгограда. 25 августа записка направлена в министерство, а также в областную и городскую администрации Волгограда. Однако первый заместитель главы Волгограда Сергей Соколов сказал «ДП», что не знаком с этим документом, несмотря на то, что вся почта по коммунальным вопросам поступает к нему.
Документ представляет собой достаточно интересное чтение: в нём проанализирована история коммунальных перипетий Волгограда за последние годы. Обслуживание теплового хозяйства Волгограда неоднократно переходило из рук в руки, но в главном ситуация не менялась: тепловые сети изношены и требуют значительных вложений в реконструкцию. Логика подсказывает, что без поиска реального и, скорее всего, частного инвестора системы теплоснабжения города будут всё активнее показывать «признаки кризисного состояния».
Как известно, большая часть тепловой нагрузки города подключена к 126 муниципальным котельным, часть к заводским котельным, примерно половину нагрузки Кировского и Красноармейского районов обеспечивают Волгоградская ГРЭС и Волгоградская
В марте 2004 г. все муниципальные котельные и тепловые сети были переданы в аренду ОАО «Волгоградские коммунальные системы» дочернее предприятие «Российских коммунальных систем». Коммунальный оператор не имел собственного имущества, достаточного для обеспечения обязательств перед поставщиками электроэнергии, газа и тепла, соответственно, в условиях краткосрочной аренды легко шёл на увеличение дебиторской задолженности.
В ноябре 2005 г. был заключён договор аренды с новым коммунальным оператором ЗАО «Региональная энергетическая служба» на срок 11 месяцев. Несмотря на участие муниципалитета Волгограда в акционерном капитале, за год ЗАО «РЭС» тоже накопило немало долгов. Тем не менее договор с ЗАО «РЭС» был продлён ещё на 11 месяцев.
В феврале 2008 года в Волгограде проведены торги на право долгосрочной аренды коммунальной инфраструктуры города. Их выиграло ОАО «Коммунальные технологии Волгограда», 26% акций которого принадлежит муниципалитету. Однако в июле торги и договоры аренды имущества муниципальной казны по решению суда были впервые признаны недействительными, судебная тяжба, тянувшаяся до марта
С 1 июня функции коммунальных операторов Волгограда были переданы трём МУПам. Тепло отошло в МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», но 3,5 тысячи человек эксплуатационного персонала в июне этого года переведено из ОАО «КТВ» обратно в ЗАО «РЭС».
В аварийном режиме
Как известно, срок эксплуатации большинства источников теплоснабжения в городе от 30 до 80 лет. Существенных реконструкций не было, выполняются текущие работы, это позволяет поддерживать некий минимально необходимый уровень надёжности.
Однако в критических ситуациях этот уровень подвергается жестоким испытаниям, как это было в январе
В январе этого года волгоградцы пережили сильный стресс, связанный с порывами на теплотрассе: при переводе нагрузки на резервные линии начали рваться и они, потому что такая степень износа не даёт возможности для дополнительной нагрузки. Сотни зданий, в том числе жилых, оказались без тепла на сутки двое. Очевидно, что такие сети нужно не латать, а менять, поскольку по официальным данным их износ составляет 68%, плюс к тому много сетей проложено прямо по земле, без изоляции. Реально же в год в городе меняют не более 2% сетей.
Официальные документы, естественно, не дают ответа на вопрос, в чём причина столь медленного обновления городской коммуналки реальный дефицит средств городского бюджета или нежелание власти заниматься этой проблемой. Однако другие цифры подсказывают: городской бюджет не потянет такой объём финансирования, какой нужен для приведения сетей в порядок. В год в среднем в Волгограде тратят на ремонт теплосетей около 80 млн. руб., в нынешнем году потратили почти вдвое больше 140 млн. руб. По данным НП «Российское теплоснабжение», только на выполнение предписаний Ростехнадзора городу необходимо 1,5 млрд. руб., из них 800 млн. на первоочередные мероприятия. Неудивительно, что ремонтники превратились в аварийную службу. При таком финансировании
В Нижне-Волжском управлении Ростехнадзора не готовы комментировать, действительно ли выполнение выданных предписаний обходится в такую сумму, хотя признают, что средства нужны большие. Причина в том, что из выданных ещё в 2005 году предписаний выполнено примерно 30%. Как рассказали «ДП» в пресс-службе управления, после аварий января
Экономика или уже политика?
После неудач с частными коммунальными операторами администрация города приняла решение отвечать за коммунальное хозяйство Волгограда должны муниципальные предприятия. Они и были созданы практически с нуля. На подготовку к зиме им выделено в этом году 70 млн. руб., есть договорённость об открытии кредит ной линии на 200 млн. руб.
Однако на городе висят долг/ поставщикам энергоресурсов. По разным оценкам от 2 до 3 млрд. руб. Администрация города при поддержке городской прокуратуры заняла твёрдую позицию: это долги хозяйствующих субъектов ни город, ни МУПы не имеют к ним никакого отношения. Однако поставщики энергоресурсов настаивают, что муниципальные власти намеренно создали такую систему, при которой энергоресурсы потребляют организации, не имеющие имущества и не отвечающие по своим долгам.
Поэтому поставщики энергоресурсов ищут свои способы решения ситуации, например, отказывают в заключении договоров с МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» (МУП «ВКХ») до предоставления предприятием всех необходимых документов и подтверждения его полномочий на заключение договора энергоснабжения. В этих условиях продолжается практика потребления энергоресурсов без договоров. В 2008 году в городе были случаи самовольного пуска газа в котельные, ООО «Волгоградрегионгаз» даже не сообщали об этом.
МУП «ВКХ» заключило с ЗАО «РЭС» договор на поддержание в исправном состоянии объектов теплоснабжения, а договор на эксплуатацию не заключён, так как его не согласовало УФАС по Волгоградской области. Само же МУП эксплуатировать их не может у него нет на это разрешения Ростехнадзора. То есть юридически эксплуатацию объектов теплоснабжения в Волгограде сегодня не осуществляет никто.
Администрацией и думой Волгограда приняты решения о передаче объектов в хозяйственное ведение МУП «ВКХ». Однако не произведена государственная регистрация ни права хозяйственного ведения, ни даже права муниципальной собственности. Это значит, что коммунальный оператор не отвечает имуществом за свои долги, так как юридически не имеет прав на это имущество. Ответственность МУП «ВКХ» ограничена уставным капиталом в 100 тысяч рублей.
Юридическая, хозяйственная и финансовая неразбериха в коммуналке приводит к тому, что проблема превращается в политический конфликт. В такой напряжённой обстановке решение хозяйственных вопросов, естественно, сильно осложняется. А признаки кризисного состояния не исчезают. И проблемы волгоградского ЖКХ вышли на федеральный уровень. Будет ли зима тёплой? Сегодня это зависит не только от природы.
«Коммерсантъ»
Виктор Ющенко прикрывает газовый базар
Рубрика: Новости (1,4 полосы).
Автор: Наталья Гриб; Олег Гавриш.
И ведет Украину на европейский газовый рынок.
Президент Украины Виктор Ющенко пытается воплотить в жизнь положения Брюссельской декларации, которая серьезно осложнила газовые отношения Киева и Москвы. Своим новым указом господин Ющенко предписывает привести правила работы газового рынка Украины в соответствие с европейскими. В частности, уже в 2010 году должен быть открыт доступ третьим лицам к газопроводам страны. Сейчас НАК «Нафтогаз Украины» использует их только для внутренних нужд и транзита газа из России. Это может дать юридическое обоснование для пересмотра текущих газовых соглашений России и Украины.
В четверг вечером был опубликован указ N 681 президента Украины Виктора Ющенко, в котором правительству Юлии Тимошенко поручено реформировать газовый сектор страны
«Документ носит упреждающий характер, он адресован прежде всего Киеву и Брюсселю с целью получить хотя бы часть из $1,7 млрд. обещанных кредитов от европейских финансовых организаций в ближайшее время, поясняет директор Института глобальных стратегий (Украина) Вадим Карасев. Идея транзитного государства, принятая при Леониде Кучме
Указ призван выполнить требования подписанной Киевом с Еврокомиссией 23 марта Брюссельской декларации, которая предполагает присоединение Украины к европейскому рынку энергоресурсов и перенос пунктов продажи российского газа с польско-немецкой на российско-украинскую границу. Декларация вызвала жесткую критику российского премьера Владимира Путина, который предупредил, что в случае ее реализации Москва пересмотрит отношения с европейскими инвесторами в российской энергетике и снизит закупку газотранспортного оборудования в ЕС.
Тем не менее 5 июня совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о проведении либерализации рынка газа в соответствии с Брюссельской декларацией. Нынешний указ Виктора Ющенко создает юридическую основу для того, чтобы «Газпрому» пришлось в 2010 году заключить новый договор на транзит российского газа через Украину, а НАК «Нафтогаз Украины» могла возобновить экспорт украинского газа, запрещенный в 2006 году в рамках газовых соглашений Москвы и Киева.
Все опрошенные «Ъ» эксперты считают, что указ не будет реализован в ближайшие месяцы, поскольку содержит требование к правительству до конца года подготовить все необходимые изменения к законодательству Украины и внести их на рассмотрение в верховную раду. Однако в нем нет требований к парламенту внести эти изменения до президентских выборов в стране в начале 2010 года. «Киев ориентируется на Брюссель и готов либерализировать свой рынок даже раньше, чем это сделают Берлин, Париж и Рим, полагает глава киевского Центра энергетических исследований Константин Бородин. Но Ющенко опирается не на тех людей он встречается с энергокомиссаром Андрисом Пиебалгсом и главой ЕБРР, тогда как решения по газу принимают премьер Италии Сильвио Берлускони, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Никола Саркози и главы европейских энергоконцернов».
Как пояснили «Ъ» в «Нафтогазе Украины», «в случае принятия соответствующих законодательных актов компания выполнит их условия». Другой источник в компании считает, что Еврокомиссия пытается отработать схему либерализации газового рынка на площадке «Нафтогаза», поскольку у нее не получилось раздробить немецкий E.On или французский GDF SUEZ. «Реализация указа возможна, но маловероятна в условиях политической и социальной неопределенности на Украине», полагает источник «Ъ» в «Нафтогазе».
В «Газпроме» от официальных комментариев отказались. Но высокопоставленный менеджер монополии уверен: «С 1 января 2010 года этого не произойдет, они просто не успеют изменить законодательство, а международные контракты нельзя отменить указом». Впрочем, собеседник «Ъ» признал, что указ дает «Нафтогазу» основания отозвать гарантии «Газпрому» на транзит 120 млрд. кубометров газа в год и заполнить трубу газом других контрагентов. «В этом случае мы вспомним принцип take-or-pay, который предусматривает 80% обязательной покупки газа, тогда как Украина берет не более 50%, пояснил собеседник Ъ. Мы просто обратимся в суд». Эксперт Константин Бородин также считает, что если «Нафтогаз» уведомит «Газпром» о форс-мажоре, который наступит в результате исполнения указа, то российская сторона расценит это как демарш и политическую провокацию с целью эскалации газовой войны в декабре или январе.
В то же время у Украины не так много альтернатив. К ее границам подходят только российские газопроводы, и «Газпром» остается единственным поставщиком. Если же Киев начнет экспортировать собственный газ (около 20 млрд. кубометров год), это приведет к еще большей газовой зависимости самой Украины от России (около 50 млрд. кубометров в 2008 году при общем потреблении порядка 70 млрд. кубометров). Но власти страны, наоборот, пытаются снизить закупки газа у «Газпрома». Юлия Тимошенко уже объявила, что в 2010 году Украина хочет импортировать всего 25 млрд. кубометров газа (см. «Ъ» от 21 августа). Во вторник премьер Украины в Польше обсудит это с Владимиром Путиным. Пока российские власти не реагируют на инициативы украинского президента и премьера.