11.03.2010

«Городские вести»

Слабое звено коммуналки

Автор: Игорь Куликов

Комитет ЖКХ и ТЭК Волгограда тревожит неуплата за коммунальные услуги. Главная ответственность здесь, по нашему мнению, лежит на управляющих компаниях и ТСЖ. Именно они не организовывают должным образом работу по сбору платежей с конечных потребителей. А порой и сами по тем или иным причинам не заинтересованы в том, чтобы собранные деньги уходили к поставщикам услуг.

Есть целый ряд управляющих компаний и ТСЖ, разбросанных по разным районам Волгограда, которые немалые суммы должны коммунальному хозяйству города. Чтобы быть корректными, не буду никого называть поименно. Тем более не исключено, что если дела будут продолжать идти в том же духе, то имена должников всплывут в постановлениях судов. Назову просто районы, где имеют место наибольшие задолженности, а также озвучу суммы этих долгов.

Так, к примеру, одно ТСЖ в Советском районе, содержащее всего три дома, должно за коммунальные услуги свыше четырех миллионов рублей. ТСЖ из поселка Горьковского накопило долг порядка пяти миллионов рублей. При этом у товарищества стоят счетчики учета тепла, и платят они в соответствии с их показаниями, но, увы, установлены такие приборы не во всех домах.

В итоге ТСЖ настаивает, что поставщики якобы не произвели нужное количество тепловой энергии, а потому платить по выставленным счетам отказывается. Как товарищество может судить о том, какое количество тепла было подано туда, где счетчики не установлены, остается загадкой.

Управляющая компания из Краснооктябрьского района должна девять миллионов рублей. Одна из управляющих компаний Кировского не заплатила 27 миллионов, а компания из Красноармейского района — 38 миллионов рублей. И это все долги за девять месяцев прошлого года.

Нередко компании или товарищества вводят жильцов в заблуждение, говоря, что действуют в их интересах, отказываясь платить за якобы неправильно оказываемые услуги. Однако все эти действия в конечном итоге не в пользу жильцов. Ведь их интересы заключаются в своевременной оплате услуг, чтобы последние не были приостановлены в результате накопления задолженности перед их поставщиками. Получается медвежья услуга, а возможно, и намеренное дезинформирование.

Сегодня долг населения по коммунальным платежам составляет 817 млн. рублей. Из них чуть более 300 млн. должны те, кто оплачивает через ИВЦ. Долг тех, кто платит через управляющие компании и ТСЖ, свыше 500 миллионов рублей.

Кстати, нередко встречается такой парадокс: потенциально платежеспособные граждане не оплачивают услуги. И наоборот, казалось бы, не слишком обеспеченные категории населения — в частности, пенсионеры — спешат вносить плату за коммуналку в сроки. Во многом это обусловлено тем, что вторая категория понимает: если они не оплатят в срок и не смогут сохранить деньги до следующего месяца, то потом им будет сложнее внести сразу двойную плату.

Что касается неоплаты коммунальных услуг платежеспособной категорией, то, на мой взгляд, это в основном недоработка именно управляющих компаний и ТСЖ. К примеру, платежка была утеряна, а следующая пришла без графы с указанием долга. В итоге человек, не заплативший за прошлый месяц и подзабывший об этом, оплачивает лишь за текущий — так и образуется просрочка. А если говорим о платежеспособной активной категории населения, то поход в ЖЭУ и простаивание там в очередях, чтобы получить предыдущую квитанцию, для них не очень привлекательная альтернатива. На это у них просто нет времени.

Естественно, есть и классическая категория неплательщиков. Это либо материально неблагополучные граждане, либо откровенно асоциальные субъекты, ведущие крайне негативный образ жизни. Причем последние не просто приносят убытки пассивно, не оплачивая поставку коммунальных услуг. Они в добавок ко всему способны на откровенное вредительство — устраивать пожары, затапливать соседей, портить общее имущество и прочее. О компенсации такого ущерба, как правило, не может вестись и речи…



«Интер»

Ангар Полицимако: «У законов есть и цель и логика»

Автор: Анна Винник

На вопросы «Интера» ответил председатель комитета областной думы по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу Ангар Полицимако.

— …А вот Фонд содействия реформированию ЖКХ вышел с инициативой зафиксировать уровень тарифов на газ, тепло и воду в трехлетнем бюджете, чтобы притормозить галопирующий рост цен на жилищно-коммунальные услуги. Гендиректор Фонда Константин Цицин прямо заявил, что «мы скоро обгоним Европу по уровню фактических платежей за ЖКХ, если и далее, три года подряд, будем повышать тарифы по 17% в год».

— Сначала, пожалуй, нужно зафиксировать цены на электроэнергию, не повышать стоимость горюче-смазочных материалов, которые являются составляющей тарифов на услуги ЖКХ. Конечно, коммунальщиков есть за что ругать, но и мы им многого не додаем: недостаточно выделяем средств на применение новых технологий, замену старых сетей. Кроме того, коммунальным структурам приходится обслуживать постройки 40-50-летнего возраста, срок службы которых давно истек. Так что прежде, чем фиксировать уровень коммунальных тарифов, следует решить названные проблемы.

— В планах вашего комитета — законопроект «О создании условий для управления многоквартирными жилыми домами на территории Волгоградской области». В чем его суть?

— Власти Волгограда вышли в облдуму с инициативой создать организацию, которая станет аккумулировать деньги, собираемые с жителей многоэтажных домов по строке «содержание общего имущества». Сюда же планируется вносить средства, выделяемые из городского и областного бюджетов на капремонт. На сегодняшний день мы обсуждаем эту идею. Есть, конечно, вопросы, и на них депутатам предстоит ответить.

— Вообще, ситуация с управлением многоквартирными домами в регионе складывается непростая, идет борьба между различными компаниями, которые, порой, навязывают собственникам квартир свои услуги…

— Здесь дело не в законодательстве, как раз на законодательном уровне все четко прописано. Но, к сожалению, большая часть жителей области пассивна, и равнодушно относится к тому, какая компания управляет их имуществом. Возмущаться начинают только тогда, когда та или иная УК не выполняет своих обязательств. В то же время никто не интересуется позицией ее руководства и ее активами на стадии избрания — большинство жильцов остаются в стороне, заключая договоры, как говорится, «на автомате». Между тем сведения обо всех УК есть в соответствующих структурах администраций муниципалитетов, областной Госжилинспекции, навести справки проблем не составляет. К тому же не открою секрета, напомнив, что есть и другие способы управления многоквартирным домом. Это, в частности, товарищество собственников жилья. И никто не мешает собственникам квартир объединиться и создать ТСЖ. Как показывает практика, эта форма управления давно себя оправдала, работают товарищества успешно, и претензий к их деятельности у жильцов гораздо меньше, чем к управляющим компаниям.

— Но это требует значительных усилий. Да и где работающим горожанам взять время на организацию ТСЖ?

— Разумеется, это требует усилий. Но, как гласит пословица, «под лежачий камень вода не течет». Что касается времени — его надо уметь распределять. Я убедился в этом на своем, в том числе и многолетнем депутатском опыте, так что могу говорить это с полным правом. Сейчас, например, несмотря на всю свою занятость, выкроил время, чтобы серьезно заняться английским языком. Я ведь учился в сельской школе, где получил только азы. А как депутату мне приходится общаться с представителями других стран. Вот и решил, что непременно освою иностранный язык, чтобы понимать, о чем при мне говорят мои собеседники и без переводчика высказывать свои мысли. Так что, поверьте, было бы желание, а силы и время найдутся.

Возврат к списку