13.04.2010

Информационно-справочный ресурс «V1.ru»

Подача газа в Городище может быть прекращена

Адрес:http://v1.ru/newsline/278155.html

«Волгоградрегионгаз» предупредил о возможном прекращении подачи газа в Городище в связи с непогашенными долгами коммунальных операторов поселка перед этой организацией.

Как сообщили V1.ru в пресс-службе ООО «Волгоградрегионгаз», организация обеспокоена вопросом долгов коммунальных операторов рабочего поселка Городище, в связи с чем не исключает вероятности прекращения поставок газа на котельные муниципального образования по завершении отопительного сезона 2009–2010 годов.

По состоянию на 1 апреля этого года задолженность организаций коммунального комплекса рабочего поселка Городище составляет около 20 миллионов рублей. В настоящий момент у поставщика газа – ООО «Волгоградрегионгаз» – нет оснований полагать, что она будет погашена своевременно, что и может стать причиной отключения.



«Российская газета»

Тарифный переполох

Автор: Нина Егоршева

Министерство регионального развития подготовило поправки в Жилищный кодекс, которые позволят сделать процесс начисления квартплаты населению более прозрачным.

Как уже писала "РГ" накануне, речь идет о том, чтобы заставить всех жильцов многоквартирных домов платить по счетчикам, причем за все - воду, электричество, отопление и газ. По мнению экспертов, это поможет упростить процесс тарифообразования на все перечисленные услуги ЖКХ. А именно: граждане будут платить только за реальное количество потребленных услуг ЖКХ, а не за то, что где-то в земле текут трубы.

В перспективе это должно повлиять на размер квартплаты. Впрочем, как настаивают эксперты "РГ", для снижения квартплаты есть и другие резервы. Они отчасти в самой структуре тарифа на услуги ЖКХ. Если вы платите за водоснабжение, условно говоря, тысячу рублей, то только 200-300 рублей идет на закупку электроэнергии, еще 100 рублей - на оплату труда. Зато 600-700 рублей уходят на так называемые "прочие расходы". Они в себестоимости "водного" тарифа составляют 60-70 процентов, говорит заместитель директора экспертно-аналитического департамента Фонда содействия реформированию ЖКХ Александр Бударин. В тарифе на тепловую энергию на них заложено 30 процентов. Остальное - затраты на топливо, на покупную тепловую энергию и оплату труда. Но если последние составляющие понятны и достаточно прозрачны, то по "прочим расходам" есть вопросы. Отследить эти расходы крайне сложно. Поэтому первый вывод, который делают специалисты от ЖКХ, надо внимательно проанализировать структуру тарифов и жестко контролировать расход денег.

"Предприятие всегда заинтересовано как можно больше своих затрат заложить в тариф. Поэтому можно предположить, что наверняка в любом тарифе есть резервы для его уменьшения", - считает специалист Института экономики города Дмитрий Гордеев. Но это не значит, что действовать надо наотмашь. "Нельзя взять и сказать, что 70 процентов на "прочие затраты" - это много, давайте оставим 50 процентов, - говорит эксперт. - Надо учитывать, что в тарифе заложены, например, средства на ремонт труб. Надо понимать, какие составляющие тарифа можно убрать безболезненно, а какие нельзя трогать ни в коем случае. Федеральной службой по тарифам прописана методика установления тарифа с учетом местных особенностей. Ее всегда можно взять и посчитать, верно ли начислен тариф".

Впрочем, не все так просто. В сфере жилищно-коммунальных услуг работают преимущественно монополисты. Например, водоканал в ста случаях из ста в любом городе один. Владелец монополии всегда может найти нужные рычаги и "продавить" повышение тарифов через местных законодателей. При этом речь не обязательно идет о коррупции - бизнесмен может в красках поведать о ветхих трубах и о необходимости их срочной замены. В результате тариф может вырасти больше, чем необходимо на самом деле. К сожалению, на местах не везде есть специалисты, которые могут компетентно проследить за тарифообразованием, сокрушаются в Фонде содействия реформированию ЖКХ. И это уже зона ответственности региональной власти - найти таких специалистов и наладить контроль за формированием цен. Битва за разумные, реальные тарифы ЖКХ изначально должна проходить в регионах, говорит Александр Бударин. "Тарифообразование нужно сделать публичным, - советует наш собеседник. - Муниципалитеты должны разъяснять гражданам, из чего они складываются, вести планомерную работу по информированию о преобразованиях в сфере ЖКХ". И не забывать напоминать, что для семей с низким достатком предусмотрены жилищные субсидии, если платежи за коммуналку превышают 22 процента доходов семьи.

Надо понимать, какие составляющие тарифа можно убрать безболезненно, а какие нельзя трогать ни в коем случае. Анализ ситуации показывает, что муниципальные образования, получив в свое время от своих регионов право устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг, не везде распорядились им рационально. Просто взяли и повысили нормы, что тут же отразилось на конечной сумме платежа. В пример можно привести Москву. В прошлом году проведенная здесь проверка Контрольно-счетной палаты показала, что норматив водопотребления для граждан, у которых нет счетчиков, завышен в два раза.

Сейчас регионы спешно пытаются исправить ситуацию. Но и здесь, предупреждает Дмитрий Гордеев, нельзя "с водой выплеснуть ребенка". И напоминает, что установление нормативов на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение было передано на региональный уровень еще в 2005 году, когда вступил в силу новый Жилищный кодекс. "Существует два способа установки норматива: расчетный или на основе опыта потребления коммунальных услуг похожих домов, - поясняет Гордеев. - При этом надо делать скидку на то, что норматив никогда не может быть точным".

Кстати, на то, что в этом году квартплата в отдельных регионах выросла на 50 и даже 80 процентов, повлияло и авральное проведение реформы ЖКХ. Как ранее сказал вице-премьер Дмитрий Козак, "в предыдущие годы многие муниципалитеты не проводили работу по повышению эффективности деятельности предприятий ЖКХ, не принимали решений о постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, о замене натуральных льгот денежными выплатами". Но с 1 января 2010 года дальше откладывать реформу уже было нельзя. Новации ввели оптом, что для населения оказалось настоящим шоком.

Почему вдруг так заспешили? По закону Фонд содействия реформированию ЖКХ, который финансирует региональные программы капитального ремонта и расселения аварийного жилья, может направлять деньги только после того, как на местах завершат все мероприятия, о которых говорил Козак. В прошлом году средства давали под честное слово. В этом - лавочка закрыта. Не выполнил условия - новых денег не получишь, а "старые" придется вернуть. Вот регионы и расстарались. Платежи резко пошли в рост.

Взять хотя бы отмену так называемого перекрестного субсидирования. Это сложная, запутанная схема отношений граждан, предприятий, поставщиков ресурсов и государства, когда граждане платят меньше реальной стоимости услуг, зато предприятия - больше, чтобы компенсировать недоплату населением. При этом поставщик, который продает один и тот же ресурс разным категориям потребителей за разные деньги, еще и получает субсидии от государства, чтобы держаться на плаву. Отмена перекрестного субсидирования ломает эту порочную систему раз и навсегда. Вводятся единые тарифы для всех категорий потребителей ресурсов - и для граждан, и для предприятий. То есть тепло, вода стоят для всех одинаково. При этом государство больше не "подкармливает" поставщика ресурса субсидиями. Это справедливая схема отношений, создающая условия для формирования рыночных отношений в отрасли. Однако есть одно "но" - граждане получают квитанции, в которых значится 100-процентная стоимость жилищно-коммунальных услуг.

Кстати, ликвидацию перекрестного субсидирования предусматривали еще Закон "Об основах федеральной жилищной политики" 1992 года и постановление правительства РФ от 21 августа 2001 года, напоминает Александр Бударин. И все можно было бы сделать постепенно. И обойтись без шока. В результате, по данным Фонда ЖКХ, к настоящему моменту 28 субъектов РФ уже полностью отказались от перекрестного субсидирования. Во многих регионах оно существует лишь в 2-3 муниципалитетах. Регионов, "плотно сидящих" на перекрестном субсидировании, наберется едва ли с десяток.

Как же можно помочь людям и одновременно не угробить реформу ЖКХ? "Сегодня лишь 11 процентов домохозяйств получают жилищные субсидии. Надо расширять круг тех, кто может их получить, - считает Гордеев. - Пусть таких людей будет 30 процентов". Кстати, многие из опрошенных "РГ" экспертов не исключают, что власти придется в ближайшее время пересмотреть условия предоставления жилищных субсидий, хотя бы временно. Без этого будет трудно соблюсти баланс интересов граждан и отрасли, которая нуждается в серьезной модернизации.



«Российская газета»

Сланцевый пузырь

Автор: Сергей Правосудов

Слухи о грядущей невостребованности российского газа оказались сильно преувеличены.

В последнее время в мире развернулась активная кампания по пропаганде сланцевого газа. Началось все с того, что по итогам минувшего года США обогнали Россию по объемам добычи газа (624 млрд куб. м против 596 млрд куб. м). Это событие было обусловлено ростом производства именно сланцевого газа. Тут же появилась масса прогнозов о том, что сланцевый газ начнут активно добывать во всем мире и российское "голубое топливо" окажется невостребованным. Однако на днях влиятельная американская газета The Wall Street Journal сообщила, что министерство энергетики США слишком оптимистично подсчитало объемы добычи газа в своей стране. В статье говорится, что данные по 2009 году могут быть снижены на 10-12%. Правда, пересчет может продлиться до осени текущего года. При этом в России добыча газа в первом квартале 2010 года увеличилась на 18,3%. Таким образом, в самое ближайшее время может выясниться, что никакого "газового чуда" в Америке не произошло.

В последнее время американские компании стали активно пропагандировать добычу газа из сланцев. Правда, себестоимость его в среднем составляет около 150 долларов за 1 тыс. куб. м (то есть в 10 раз дороже, чем традиционного в России), поэтому его целесообразно добывать только в непосредственной близости от потребителей. В Европе в отличие от США сланцевый газ пока не извлекают.

Ожидать стремительного роста добычи газа из сланцев в Европе не приходится. Этому есть несколько причин. Во-первых, залежи сланцевого газа на территории ЕС пока совершенно не изучены. Во-вторых, в Европе гораздо больше плотность населения, чем в США, следовательно, извлечение сланцевого газа будет сопровождаться протестами со стороны рядовых граждан и экологических организаций. Технология добычи сланцевого газа подразумевает использование масштабных гидроразрывов пластов, когда 900-1000 тонн воды закачиваются в породу для вытеснения из нее газа. С этим можно было бы смириться, если бы использовалась простая вода, но в нее обязательно добавляют химические реагенты, а это может привести к заражению грунтовых вод и отравлению источников пресной воды. Даже в США, где к вопросам экологии относятся гораздо менее внимательно, чем в Европе, была запрещена добыча сланцевого газа в районе Нью-Йорка.

Можно ожидать, что в ближайшее время европейские страны подвергнутся сильному давлению со стороны властей США, за спиной которых будут стоять американские сервисные компании. Ведь начало масштабной добычи сланцевого газа в Европе может принести им многомиллиардные прибыли. Сервисные компании, такие как знаменитая Halliburton, как раз и занимаются бурением скважин и гидроразрывами пластов. А бурить сланцы нужно постоянно. Если на традиционных месторождениях природного газа скважина работает порядка 30 лет, то на сланцевых ее производительность снижается на 70-90% к концу первого года эксплуатации. Следовательно, для поддержания добычи нужно постоянно бурить новые скважины и осуществлять гидроразрывы.

В США постоянно действует около двух тысяч буровых установок, а в Европе - 50. Это связано с тем, что в Америке традиционно добывают много нефти и газа на суше. В Европе сухопутные месторождения углеводородов почти полностью истощились, добыча в основном ведется на шельфе Северного моря. В этом случае европейцам придется привлекать американских буровиков. Стоит напомнить, добыча сланцевого газа в США стала активно развиваться в последние пять лет, что было обусловлено высокими ценами на газ на американском рынке. Когда "голубое топливо" стоило 500-600 долларов за 1 тыс. куб. м, себестоимость в 150 долларов воспринималась абсолютно нормально. Сегодня, когда газ в США стоит менее 130 долларов за 1 тыс. куб. м, вряд ли найдется много желающих инвестировать в эти проекты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что число простаивающих буровых установок в США резко увеличилось и превысило 700 штук. Одновременно кто-то развернул мощную PR-кампанию в Европе, пропагандируя перспективы сланцевого газа. Понимая озабоченность европейцев вопросами экологии, в начале марта компания Halliburton распространила сообщение, в котором говорится, что ее специалисты работают над созданием экологически чистых технологий гидроразрыва пласта. В частности, речь идет об обработке закачиваемых смесей ультрафиолетом, который уничтожит содержащиеся в них бактерии. Получается, что в химических растворах, используемых для гидроразрывов пластов, присутствуют еще и опасные бактерии. Кроме того, пока никто не проводил серьезных исследований величины выбросов в атмосферу вредных веществ в ходе добычи газа из сланцев.

Можно ожидать, что в ближайшее время в ЕС начнется серьезная дискуссия о перспективах добычи сланцевого газа. Скорее всего, лидерами в этом направлении станут страны, чья внешняя политика в наибольшей степени ориентирована на США. Например - Польша.

Возврат к списку