14.10.2010

«Волгоградская правда»

За долги придется отвечать

Автор: Леонид Беляк, главный федеральный инспектор по Волгоградской области

Проблемы подключения коммунальных объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и обоснованность формирования тарифов в коммунальном комплексе Волгоградской области и городе Волгограде на протяжении последних лет постоянно в центре внимания.

Из-за серьезных просчетов в хозяйственно-управленческой деятельности только задолженность коммунальных предприятий и хозяйствующих субъектов, работающих на этом рынке по договорам с 2007 года, достигла многих сотен миллионов рублей (ЗАО «РЭС» - 885,9 млн. рублей, МУПП «Волгоградводоканал» - 937,7 млн. рублей, ОАО «Коммунальные технологии Волгограда» - 111,6 млн. рублей и др.)

В этой связи полномочный представитель Президента РФ в ЮФО дал поручение провести в области целевую проверку и выяснить причины долговременных негативных тенденций.

Проверка проводилась силами Контрольного департамента Аппарата представительства Президента РФ в ЮФО.

Установлено, что в городе Волгограде нарушались требования Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» о сроках предоставления имущества в краткосрочную аренду «ЗАО «РЭС», ОАО «КТВ»). Привлеченные городской администрацией на таких условиях хозяйствующие субъекты практически не имели возможности осуществлять основную производственную деятельность на основе материальной имущественной ответственности. Должностные же лица администрации создали для себя барьер от негативных личных служебных последствий текущего бесконтрольного хозяйствования привлеченных управляющих компаний.

Согласно выводам проверки действия по заключению краткосрочных договоров аренды, противоречащих федеральному законодательству, а также изъятию имущества, задействованного в основном производственном процессе с последующей передачей его иным привлекаемым на тех же условиях организациям, которые не обеспечивают гарантирование платежей по долгам, содержат признаки преднамеренного банкротства предприятий.

Кроме того, имея многомиллионные долги, уже в преддверии введения процедуры банкротства указанные предприятия, в частности ЗАО «РЭС» и др., заключали договоры, которыми предельно ухудшалось их финансовое положение.

Неэффективный менеджмент коммунальных управляющих компаний дополняются неправомерными действиями органов местного самоуправления. Так, Постановлением администрации города Волгограда от 28 декабря 2006 года №3613 для потребителей тепловой энергии ЗАО «РЭС» в 2007 году установлен заниженный тариф, чем был нарушен Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», которым принятие тарифов относится к компетенции органа власти субъекта Федерации – УРТ администрации Волгоградской области.

Вскрыты факты занижения валовой выручки (дохода) от реализации услуг по передаче электроэнергии в ЗАО «РЭС». В 2006-2007 годах систематически не применялись утвержденные регулирующим органом тарифы, неправомерно производились налоговые вычеты.

Неквалифицированно производился расчет стоимости потерь электроэнергии. Такие же нарушения имели место в деятельности МУПП «Волгоградводоканал». Администрация города Волгограда в преддверии введения в отношении этого предприятия процедуры банкротства передала наиболее ликвидное имущество в МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство» города Волгограда.

Выявлены случаи неправомерных действий органов управления коммунальных предприятий при проведении процедур банкротства, связанных с распоряжением имуществом и удовлетворением имущественных требований кредиторов.

Длительное время не пресекались нарушения со стороны гарантирующего поставщика электроэнергии в ОАО «Волгоградэнергосбыт». Им не выполнялись обязательства гарантирующего поставщика по заключению договоров со всеми обратившимися к нему энергопотребителями. Делалось это избирательно. Заключение договоров с коммунальными операторами, рядом промышленных предприятий осуществлялось лишь в результате продолжительных судебных разбирательств. Указанное привело к бездоговорной поставке электроэнергии, что существенно увеличило ее стоимость в городе Волгограде. Администрация города Волгограда мирилась годами с таким положением, не инициируя радикальных мер по лишению ОАО «Волгоградэнергосбыт» статуса гарантирующего поставщика. Не вмешивалась и администрация области.

В ходе проверки установлены многочисленные нарушения качества предоставляемых коммунальных услуг и бездействия муниципалитетов по наведению порядка. Проверяющими отмечен критически низкий уровень контрольной работы в муниципалитетах, особенно в городе Волгограде. В Волгоградской области отсутствует программа комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры. Это препятствует долгосрочному планированию и эффективной инвестиционной деятельности в коммунальном секторе. Вскрытые нарушения и длительное должностное бездействие по наведению порядка дают основание полагать о распространении коррупции в коммунально-энергетическом комплексе области, в том числе города Волгограда.

По результатам проверки даны поручения органам прокуратуры и внутренних дел о мерах реагирования на вскрытые нарушения и привлечении к ответственности виновных. Поставлен вопрос о немедленном создании эффективной контрольной системы в органах исполнительной власти, так как причины и условия названных нарушений не устранены до настоящего времени.

В части признаков преступлений в сфере незаконных действий при банкротствах, налогообложения и др. даны поручения о производстве доследственных проверок. Эффективность исправления положения в коммунальной сфере области остается на контроле полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе.



«Известия»

Дело о бездействии

Автор: Наталья Денисова

Глав муниципалитетов Волгоградской области стали наказывать за коммунальные долги.

В десяти районах Волгоградской области отопительный сезон может в ближайшее время не начаться. Несмотря на то, что из областного бюджета было выделено больше трехсот миллионов рублей на погашение долгов за газ, несколько муниципальных образований эти деньги не получат. Жители этих районов могут стать заложниками сложившейся ситуации несмотря на то, что в некоторых случаях виновниками образовавшейся задолженности становились именно главы районов-должников, неэффективно управлявшие местными бюджетами. На днях в Волгоградской области был создан прецедент – главу одного района наказали за долги за коммуналку. Только вот поможет ли это районам выбраться из долговой ямы, неизвестно…

Гражданский иск на главу Ольховского района Николая Орлова подал прокурор района Роман Громов. Прокурор просил признать бездействие главы, выразившееся в невыполнении главой обязательств по оплате бюджетным учреждениям коммунальных услуг. Основанием для иска стали результаты финансовой проверки местного бюджета, которая выявила задолженность местной казны перед школами, больницами и детскими садами за поставленное им тепло в размере шести миллионов рублей. В результате сложившейся задолженности сотрудники МУП «Гусевское ЖКХ» уже почти полгода не получают зарплату, а «Волгоградрегионгаз» уведомил районные власти о намерении не начинать поставку газа в район до полной расплаты за прошлый отопительный сезон. Глава района, объясняя причину задолженности, пенял на областные власти: мол, район получал средства областного бюджета не в полном объеме. Однако проверка, проведенная контрольно счетной палатой региона, выявила совсем другие факты. Оказалось, финансирование района шло в полном объеме, просто районные власти тратили деньги не на коммуналку, а совсем на другие нужды. Так, на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, глава района потратил 800 тысяч рублей. А на органы местного самоуправления, то есть на чиновников и депутатов, сверх норматива было израсходовано больше… пяти миллионов рублей! То есть сумма, почти равная задолженности за газ.

По мнению прокурора, которое наверняка разделят тысячи жителей Ольховского района, прекращение подачи газа в учреждения образования, культуры может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, срыву образовательного процесса и размораживанию отопительных систем. То есть к чему приведет замерзание целого района, можно представить лишь в страшном сне. Ольховский районный суд согласился с доводами прокурора и признал бездействие главы района в части неисполнения денежных обязательств незаконным. Решение суда, правда, пока не вступило в законную силу. Однако возникает вопрос: какие правовые последствия для главы района несет это решение? Оказалось, никаких… То есть глава района должен сделать соответствующие выводы и начать исполнять денежные обязательства. Если совесть чиновника не проснется и после решения суда, тогда прокуратура может подать в суд следующий иск – о понуждении главы к исполнению своих обязанностей. Если глава и дальше будет игнорировать решение суда, тогда в дело вмешаются судебные исполнители, которые могут наказать главу даже штрафом.

Только вот к этому времени в область уже успеют прийти холода, а о том, что зима в этом году ожидается лютой, синоптики уже предупредили. Так что судебные процессы против глав, допустивших задолженности, к сожалению, ситуации не исправят. И повлиять областные власти на избранных руководителей муниципальных образований, к сожалению, тоже не могут…

На днях депутаты Волгоградской областной думы тоже подняли тему ответственности глав районов-должников. Например, было предложено отслеживать график погашения задолженности, однако это предложение на деле тоже носит лишь рекомендательный характер. И наказать за неисполнение своих обязательств недобросовестных глав депутаты уж точно не смогут. Да что там депутаты, если и следственные органы оказываются бессильными перед главами, допустившими нецелевое использование средств, хотя деньги на коммуналку в местных бюджетах закладываются в объеме ста процентов. Так, несмотря на то, что тот же глава Ольховского района потратил средства, предназначенные на оплату тепла, на завышенные зарплаты своим чиновникам и депутатам, в следственном управлении не нашли повода для возбуждения в отношении главы уголовного дела. Можно предположить, что, избежав ответственности, чиновники и впредь будут распоряжаться бюджетными деньгами так, как им заблагорассудится.

Тем не менее жители не должны расплачиваться за ошибки своих глав. Поэтому областные власти и приняли решение о выделении из регионального бюджета субсидии районам на погашение долгов за газ в размере 320 миллионов рублей. Однако эти деньги получат не все районы. Так, без газовой субсидии остались Городищенский, Иловлинский, Ольховский, Быковский, Светлоярский и некоторые другие муниципальные районы. Причины, по которым этим районам отказали в помощи, разные – от перерасхода средств на органы местного самоуправления до отсутствия единого коммунального оператора. Впрочем, даже в тех районах, которые уже получили субсидии, ситуация не менее напряженная, ведь деньги пошли на погашение долга, а надо покрывать и текущие платежи…

Что будет с отопительным сезоном в районах, не получивших субсидии, неизвестно. Например, в том же Ольховском районе районное руководство как ни в чем не бывало присылает указание в МУП «Гусевское ЖКХ» о необходимости начать отапливать школы и детские сады. Как будто чиновники не в курсе, что долги за газ до сих пор не погашены и что поставщик тепла категорически отказывается возобновлять поставки без оплаты задолженности. В этой связи, казалось бы, стоило прислушаться к предложениям некоторых депутатов Волгоградской областной думы о возможности «уговорить» поставщиков энергии начать отопительный сезон, если областная администрация даст гарантию возврата средств энергетикам и газовикам. Однако подобное решение может создать для неэффективных глав своеобразную подушку безопасности: мол, можно тратить бюджетные деньги, как вздумается, все равно за все заплатит областной бюджет. Учитывая, что глав-транжир практически невозможно отстранить от должности, и тот факт, что за нецелевое использование средств чиновники не несут уголовной ответственности, можно лишь представить, к каким последствиям могут привести такие гарантии.

Возврат к списку