22.03.2010

ИА «Высота 102»

Под Волгоградом при проведении земляных работ был поврежден газопровод

Адрес:http://v102.ru/accidents/18170.html

Об этом ИА "Высота 102" сообщили в ГУВД по Волгоградской области.

Инцидент произошел в выходные. Рабочие "Транспортной компании ЮГ" при замене старых металлических труб в двух км от поселка Ерзовка повредили газопровод 000 "Волгоградоблгаз". В результате чего, около 1000 потребителей из поселка в течение трех часов были лишены получения "голубого" топлива.

После проведения аварийно-восстановительных работ подача газа абонентам поселка Ерзовка была возобновлена.



«Коммерсантъ»

Концессия поменялась

Авторы: Наталья Гриб, Олег Гавриш

Украина просит скидок на газ в обмен на доступ России к газопроводам.

Украина подтвердила готовность вернуться к проекту создания газотранспортного консорциума с Россией. Но взамен она требует существенного снижения цены на газ — с нынешних $305 за 1 тыс. кубометров до $168, которые платит Белоруссия. В противном случае Киев фактически угрожает остановкой платежей за газ, обещая прекратить их финансирование из бюджета. Но Белоруссия отдала России половину своей газотранспортной системы, тогда как Украина предлагает не более трети.

В пятницу первый вице-премьер Украины Андрей Клюев пообещал России то, о чем премьер Владимир Путин безрезультатно просил экс-премьера Юлию Тимошенко несколько лет. "Фактически готов закон о передаче газотранспортной системы (ГТС Украины.— "Ъ") в концессию после создания газотранспортного консорциума",— пояснил он в ходе пресс-конференции в Запорожье. Чиновник добавил, что задача новых властей Украины — повысить ее привлекательность как транзитной страны. В противном случае, пояснил он, после строительства российских газопроводов в Европу Nord Stream и South Stream "наша ГТС не будет нужна ни странам ЕС, ни России".

Новый президент Украины Виктор Янукович сразу сделал возврат к проекту газотранспортного консорциума с Россией (см. "Ъ" от 9 февраля) одним из главных лозунгов. ООО "Международный газотранспортный консорциум" было создано "Газпромом" и НАК "Нафтогаз Украины" еще в 2003 году на паритетных началах. Планировалось, что в проекте примут участие немецкий E.On и французский GdF. В 2004 году "Газпром" внес свою долю в уставный капитал ($17 млн), но стороны не смогли договориться, будет ли консорциум просто строить новый газопровод Богородчаны—Ужгород, на чем настаивала Украина, или управлять всей ГТС мощностью 142 млрд кубометров газа в год. С тех пор Россия не раз пыталась возродить проект, но безуспешно.

Поэтому в Минэнерго осторожно отнеслись к заявлениям украинского чиновника. "Письменных предложений к нам не поступало",— говорят в министерстве. В "Газпроме" лишь уточнили, что новый раунд газовых переговоров с Украиной начнется в ближайшие дни.

Премьер Украины Николай Азаров в пятницу подтвердил обоснованность скептицизма российской стороны. Фактически он назвал цену возврата к газотранспортному консорциуму. Премьер потребовал "пересмотреть на предстоящей неделе невыгодный для Украины контракт от 19 января 2009 года". Накануне вице-премьер Сергей Тигипко говорил, что "цена газа не должна быть значительно выше, чем для Белоруссии, поскольку экономики наших стран довольно схожи". В первом квартале Белоруссия платит России $168 за 1 тыс. кубометров, Украина — $305.

Премьер дал понять, что в противном случае Украина просто может перестать платить за газ. Он пояснил, что прежние платежи, гарантированные Юлией Тимошенко, "осуществлялись из бюджетных ресурсов". При этом, пояснил Николай Азаров, уровень платежей за газ в стране составляет всего порядка 20%. Премьер признал, что нужно навести "элементарный порядок" в "Нафтогазе" — "сократить издержки, потери, а также прекратить расхищение ресурса в системе, которая занимается продажей газа и его распределением". Позже, через "месяц-два", он пообещал поднять цены для отдельных групп населения. Но Сергей Тигипко к тому моменту уже сказал, что сделать это без компенсационного механизма невозможно и самое простое — это обратиться к "Газпрому" с просьбой снизить цену на газ.

Николай Азаров уже поручил минфину Украины выплатить из бюджета только "до 10% стоимости импорта газа в марте". За этот месяц "Газпром" ожидает получить от Украины порядка $700 млн. То есть до 7 апреля НАК должен сам найти $630 млн. За январь компания заплатила "Газпрому" $780,2 млн, за февраль — $630 млн. Источник "Ъ" в "Нафтогазе" подтвердил данные премьера, отметив, что $1,1 млрд компания получила из бюджета, и только менее $300 млн собрала от потребителей "из-за проблем с теплокоммунэнерго и предприятиями группы "Индустриальный союза Донбасса"". Откуда "Нафтогаз" возьмет деньги на платеж за март, в компании предположить не берутся.

"Изменить контракт с "Газпромом" за две недели невозможно, поэтому компании придется брать коммерческий кредит",— считает Максим Шеин из "Брокеркредитсервиса". По мнению аналитика, пытаясь добиться белорусских цен на газ, Украина предлагает Москве худшие условия, чем Минск. Белоруссия получила существенную скидку взамен на согласие продать России 50% в своей ГТС. Украина же готова отдать только треть, поскольку хочет привлечь в проект также ЕС.



«Трибуна»

Якутия станет центром газодобычи

Автор: Рустем Тэлль

Внушительная делегация топ-менеджеров «Газпрома» во главе с председателем правления компании Алексеем Миллером побывала в эти дни с деловой поездкой в Республике Саха (Якутия). Цель визита – определить меры по ускоренному формированию здесь одного из основных центров российской газодобычи в рамках реализации Восточной газовой программы.

Государственная «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» (Восточная газовая программа) была утверждена осенью 2007 года тогда еще Министерством промышленности и энергетики РФ (ныне – Минэнерго). Правительством РФ координатором деятельности по ее реализации назначен «Газпром».

В соответствии с последовавшим затем решением Совета директоров концерна первоочередной задачей компании на Востоке России является развитие ресурсной базы и подготовка к промышленному освоению запасов углеводородов для реализации проектов газоснабжения регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. В этом обширном регионе предусматривается создание Сахалинского, Якутского, Красноярского, Иркутского и Камчатского центров газодобычи.

Затем распоряжением правительства в 2008 году «Газпрому» как собственнику Единой системы газоснабжения было передано Чаяндинское нефтегазоконденсатное месторождение – базовое месторождение Якутского центра газодобычи с запасами 1,24 трлн куб. м газа, 68,4 млн тонн нефти и конденсата. В прошлом году «Газпром» начал проведение на месторождении сейсморазведочных работ, пробурил две разведочные скважины и провел подготовку к бурению еще одной.

Год назад правительство РФ утвердило паспорт комплексного инвестиционного проекта с целью развития Южной Якутии. Сам документ под названием «Комплексное развитие Южной Якутии» предусматривает формирование на востоке страны нового крупного промышленного района на базе минерально-сырьевых и гидроэнергетических ресурсов Республики Саха (Якутия), в числе которых – Чаяндинское месторождение.

Тогда же «Газпром» стал одним из участников инвестиционного соглашения. Документ предусматривает реализацию упомянутого выше инвестпроекта при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Причем «Газпром» планирует выступить в качестве одного из соинвесторов проекта, в частности, по созданию Якутского центра газодобычи.

Обо всем этом шла речь на совместном совещании делегации «Газпрома» и правительства республики по вопросам формирования Якутского центра газодобычи в рамках реализации Восточной газовой программы. Совещание провели председатель правления концерна Алексей Миллер и президент республики Вячеслав Штыров. Вместе с ними в обсуждении участвовали председатель правительства Якутии Егор Борисов, зам. главы «Газпрома» Валерий Голубев, члены правления – начальник департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Олег Аксютин и начальник департамента по работе с регионами РФ Виктор Илюшин, их коллега, глава департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти Всеволод Черепанов, руководители и специалисты профильных подразделений «Газпрома» и дочерних обществ, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Алексей Миллер особо подчеркнул, что реализация Восточной газовой программы является стратегическим приоритетом в работе «Газпрома» в настоящее время. Он особо отметил жесткие сроки, поставленные государством по вводу в эксплуатацию первоочередных объектов в Якутии: начало строительства газотранспортной системы «Якутия – Хабаровск – Владивосток» – 2012 год, начало добычи нефти на Чаяндинском месторождении – 2014 год, газа – 2016 год. Тогда же должны быть введены в эксплуатацию первоочередные мощности по газопереработке и газохимии. Их создание является важной составной частью эффективного освоения Чаяндинского месторождения, газ которого имеет сложный компонентный состав и в том числе содержит гелий.

Формирование Якутского центра газодобычи – задача непростая. Она потребует скоординированной работы концерна, федеральных и региональных властей. В первую очередь предусматривается синхронизированный ввод объектов, что, являясь определяющим в работе по созданию здесь центра газодобычи, требует выработки конкретного детального плана совместной работы «Газпрома» и руководства Якутии.

В сегодняшнем активе «Газпрома» – геолого-разведочные работы на Чаяндинском месторождении, и уже осуществленный большой объем сейсмических исследований, а также первые пробуренные скважины. Утвержден и график работ по освоению Чаяндинского месторождения.

А вот проектирование объектов добычи, транспортировки и переработки углеводородов должно быть ускорено, считает глава «Газпрома». Это необходимо в том числе для синхронизации с целым рядом инфраструктурных проектов на территории Якутии, которые будут выполнены с привлечением средств федерального бюджета. Сегодня в республике активно формируется новая энергоснабжающая, сетевая и транспортная инфраструктура, и закладываемые проектные решения должны быть соотнесены с ними, оптимально учитывая при этом рабочие потребности газовиков.

«Важной составляющей поступательного развития газовой отрасли на востоке России могли бы стать меры государственной поддержки. Это особенно важно на период возврата инвестиций», – заметил в этой связи Алексей Миллер.

Существенное значение для эффективного развития Якутского центра газодобычи будет иметь обеспечение оптимальной загрузки газотранспортной системы «Якутия – Хабаровск – Владивосток». Речь идет об объемах не менее 30 млрд куб. м газа в год. Этого можно достичь за счет подключения всех газовых ресурсов региона. В связи с чем «Газпром» подал в Федеральное агентство по недропользованию заявки на получение прав пользования недрами Среднетюнгского, Тас-Юряхского, Соболох-Неджелинского и Верхневилючанского месторождений, включенных в фонд месторождений федерального значения.

«Важным вопросом взаимодействия «Газпрома» и Якутии является развитие газоснабжения и газификации республики. При этом компания готова не только развивать газификацию южных районов республики с 2016 года, то есть с момента получения первого собственного газа Чаяндинского месторождения, но и участвовать в более ранних локальных проектах газификации», – отметил Алексей Миллер.

Он также акцентировал внимание на том, что создание и развитие Якутского центра газодобычи предполагает привлечение высококвалифицированного персонала, опережающую подготовку которого можно организовать непосредственно в республике. В этой связи «Газпром» поддерживает решение правительства республики о создании специализированного отделения в Северо-Восточном федеральном университете в Якутске.

По итогам совещания Алексей Миллер и Вячеслав Штыров подписали протокол, предусматривающий комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации проектов «Газпрома» в Якутии в соответствии с утвержденными сроками.

Также была подписана генеральная схема газоснабжения и газификации Республики Саха (Якутия). Напомним, что соглашение о сотрудничестве между «Газпромом» и регионом подписано летом 2007 года, договор о газификации – годом позже.



«Российская газета»

Нечего на тарифы пенять

Автор: Евгений Ясин

Жалоб на большой рост жилищно-коммунальных тарифов в последние дни более чем достаточно. И это понятно - семейный кошелек не бездонный. Где-то, говорят, они подскочили на 80 процентов и даже больше, где-то на 25 процентов. Но обращаю ваше внимание на два момента. В принципе, все тарифы ЖКХ регулируются государством. Это не рыночные цены. Однако растут они, отчасти, и по вине самих граждан.

Но сначала давайте разберемся, почему вообще это происходит. Проблема тарифов на услуги ЖКХ возникла не сегодня. Если другие отрасли в той или иной степени перешли на рыночные отношения, то ЖКХ осталось в стороне от этого процесса. Нет в коммуналке конкуренции. Да и откуда ей взяться, если там работают преимущественно монополисты. Электроэнергия, газ, тепло... И никаких противовесов.

Хорошо, решило государство пойти этим путем, тогда надо позаботиться о контроле. Не о бюрократическом, который как раз и приводит к росту тарифов, а об общественном. Он может быть в двух формах - либо это экономическая конкуренция, либо конкуренция политическая на уровне местного самоуправления, где должны быть люди, отстаивающие интересы жителей города, поселка. Ни то ни другое не действует, тогда как сейчас вполне благоприятное время для снижения тарифов ЖКХ. Если после кризиса 1998 года их сдерживали и они отставали от индекса потребительских цен, то в последнее время газ, электроэнергия, тепло постоянно дорожали. Разрыв давно съеден. Тарифы ЖКХ поднялись над уровнем инфляции, поэтому их спокойно можно прижимать. Кто об этом должен позаботиться в первую очередь? Если мы, как и сейчас, будем устанавливать тарифы по вертикали власти: федеральный центр - регионам, а те - муниципалитетам, ничего не получится. Из Москвы трудно детально разобраться, что происходит на местах. Тарифная политика должна начинаться на муниципальном уровне, в каждом доме. Естественно, под контролем местных представительных органов.

И формально условия для этого есть. К 1 января этого года была закончена кампания по массовому созданию товариществ собственников жилья. За десять лет их организовано примерно 6-7 тысяч. Да, сейчас ТСЖ ругают за то, что большинство из них не решают проблемы жильцов. А кто в этом виноват? Вы знаете свою управляющую компанию, председателя жилтоварищества? Хоть раз пришли на собрание? Подавляющее большинство наших граждан даст на эти вопросы отрицательный ответ. И нечего тогда на тарифы пенять. ТСЖ, управляющие компании чаще всего создавались формально и, кстати, под присмотром местных властей. Вот у них очередной междусобойчик и получился. То, ради чего задумывались ТСЖ, не работает. Равновесие на рынок жилищно-коммунальных услуг так и не пришло, а асимметрия между продавцами и покупателями осталась. Чиновники по-прежнему выступают посредниками между покупателями, то есть жильцами квартир, и продавцами - крупными компаниями, тесно связанными с местной властью. Собственники жилья в эту цепочку даже не заглядывают. Есть лишь единичные случаи, когда находились активисты, организовывали реально действующее ТСЖ и наводили порядок. Остальные - не хотят. Тогда за них все делают местные органы, причем так, как они это понимают.

Можно ли здесь что-то поправить? Можно, но для этого надо решить, чего мы хотим? Есть, например, скандинавская модель. Граждане активно участвуют в объединениях, подобных ТСЖ, и у них все в порядке. Не хотят люди сами суетиться, существует американская модель, где есть собственник жилья, который решает все вопросы, и арендатор - он платит, и ничего его больше не волнует. У нас получилось ни то, ни се. Отдали в собственность квартиры, тогда как реальными объектами приватизации должны быть дома. Для скандинавской модели в наших условиях не хватает активистов. Без них при общественной пассивности самоуправление обречено на провал. Для американской модели надо развивать совершенно новый для нас сектор рынка жилья - доходные дома. Но прежде необходимо определиться, чего вы хотите? Либо начинаете управлять домами, и тогда нужны товарищества собственников жилья или кооперативы. Либо продаете свои квартиры, кто-то приобретает ваш дом и выступает покупателем жилищно-коммунальных услуг на рынке.

Однако стилистика мышления большинства граждан заключается в том, чтобы искать - кто виноват и кто украл. Но кроме этого существуют реальные экономические отношения, которые могут либо способствовать воровству, либо не способствовать. Нынешняя ситуация способствует. Даже не воровству, а именно созданию системы, в которой последним участником игры являются жильцы. За их счет происходит все, а сами они в дележе и в организации рынка не участвуют.

Власти пытаются решить эту проблему с помощью административного контроля. Чиновникам и компаниям, которые работают с ними в тесной связке на местных рынках, это удобно. Это удобно и естественным монополиям. Жильцам - нет. Как повернуть ситуацию в их пользу? Первый шаг, как я уже сказал, реально действующие ТСЖ. Второй - усиление органов местного самоуправления, причем это необходимо делать одновременно с первым шагом. Сегодня у нас идет постоянная борьба губернаторов с мэрами, чтобы они не конкурировали с ними на выборах. Покорно отдавали свою власть, "ходили" за трансфертами в региональный бюджет. И это получается. Неудивительно, что на местных выборах голосуют еще меньше, чем на федеральных.

Ситуация с местным самоуправлением, на мой взгляд, близка к его окончательному уничтожению. Даже специальный закон, принятый несколько лет назад, не помогает, а наоборот, разрушает его. Муниципалитетам помимо их прежних обязанностей передали часть государственных функций. Но полномочия для формирования собственных доходов остались на низком уровне. Те налоги и сборы, которые отданы на откуп муниципалитета, составляют всего 5 процентов местного бюджета. Остальное - трансферты и финансирование выполнения государственных полномочий. То есть практически муниципалитеты не могут принимать решения самостоятельно. Между тем местное самоуправление - это основа гражданского общества, демократии. Вот и дайте муниципалитетам право в своих законодательных органах принимать решения по местным налогам. У них должна быть возможность инициировать и разовые сборы, например, на строительство больницы, на приглашение в город хороших врачей, на закупку оборудования. На что - решается на референдуме. И когда люди сами проголосуют за ту же больницу, дадут на нее деньги, они уже спросят с местной власти за каждую копеечку. Таким образом, укрепив местное самоуправление, мы создадим систему заинтересованности людей, дадим им почувствовать, что они способны влиять на жизнь в своем городе, поселке.

И здесь необходима политическая воля федеральной власти, потому что ожидать от региональных чиновников решений в пользу местного самоуправления не стоит. Именно федеральная власть должна поддерживать самостоятельность муниципалитетов и создавать равновесие в конфликтах с региональным управлением. Получится - люди почувствуют, что они тоже что-то значат, начнут проявлять гражданскую активность. Это исключительно важно. Мы создадим механизмы, которые дадут возможность решать не только сегодняшние проблемы, но и обеспечить развитие страны.



«Коммерсантъ»

Посевную проведут на прошлогоднем дизтопливе

Автор: Денис Ребров

Нефтяники приговорены к шести месяцам топливной дефляции.

Правительство определило для нефтяников максимальную цену, по которой они в течение полугода будут продавать дизтопливо сельхозпроизводителям. Потолок цены определен как цена нефтепродуктов на конец прошлого года минус 10%. Нефтяникам это будет стоить 9,5 млрд руб. (около $325 млн) — в 2009 году они заложили потери в цену бензина, и помешать повторению ситуации в 2010 году может формула определения цены на нефтепродукты в России, которая пока не согласована.

Все крупнейшие российские нефтекомпании согласились зафиксировать в качестве базовой расчетной цены на нефтепродукты для сельхозпроизводителей оптовую цену, сложившуюся на 31 декабря 2009 года, сообщил в субботу премьеру Владимиру Путину вице-премьер Игорь Сечин. "И уже к этой цене будет применяться дисконт в 10%",— добавил чиновник, которого цитирует "Интерфакс". Он сообщил, что формула будет применяться в течение полугода "для полного обеспечения весенних полевых работ". Накануне, проводя совещание по подготовке к полевым работам, Владимир Путин отметил, что государство, "где нужно, поддерживает нефтяников, а где нужно, они должны поддержать другие сектора". Кроме того, у правительства "есть способы регулирования цен, в том числе таможенно-тарифные", цитирует ИТАР-ТАСС премьер-министра.

По данным ИАЦ "Кортес", в последних числах прошлого года летний дизель стоил 14,8 тыс. руб. за тонну (оптовая цена), с учетом скидки в 10% его цена должна быть 13,32 тыс. руб. за тонну. Средняя цена в России на конец прошлой недели — 16,53 тыс. руб. за тонну, так что скидка с каждой тонны составит 3,21 тыс. руб. (19,4%). Ожидаемый объем поставок, говорили три недели назад чиновники, порядка 2,5 млн тонн дизельного топлива. Получается, что общая сумма скидки составит порядка 8 млрд руб. Также сельхозпроизводители получат от нефтяников около 450 тыс. тонн бензина марки А-80. В конце года он стоил 18,18 тыс. руб. за тонну, с учетом скидки — 16,36 тыс. руб., что на 3,37 тыс. руб. (17%) ниже цены конца прошлой недели. На бензине потребители смогут сэкономить еще 1,5 млрд руб.

Список сельхозпроизводителей, допущенных к поставкам, определят Минсельхоз и Минэкономики. Правительство освободило нефтяников, которые будут продавать колхозникам топливо со скидкой, от ответственности перед Федеральной антимонопольной службы (ФАС), которая должна пресекать предоставление ценовых преференций (см. "Ъ" от 5 марта). Система скидок для сельхозпроизводителей действует уже несколько лет, но впервые была документально задекларирована.

Стоимость топлива будет определяться на базе котировок конца прошлого года из-за того, что чиновники заподозрили нефтекомпании в желании повысить цены перед началом посевной и только затем сделать скидку. "За две недели марта цены на летнее дизтопливо повысились на 1-1,3 тыс. руб. за тонну, а в Сибири и на Дальнем Востоке — на 1,3-2,3 тыс. руб.",— возмущался в пятницу заместитель главы ФАС Андрей Цыганов. То, что это происходит одновременно с решением правительства о создании льготного режима цен, "выглядит вызывающе", считает он. Но по данным "Кортеса", российские цены на дизель за последние две недели поднялись только на 0,4 тыс. руб. (2,5%). При этом в Европе (ФАС считает, что базой для определения внутрироссийских цен должны стать европейские котировки на нефтепродукты) топливо тоже дорожало — на 8% за последний месяц.

Предоставление льгот наложит обязательства и на самих агропроизводителей — Владимир Путин предостерег их от "перепродажи топлива, получаемого со скидками". Такая ситуация сложилась летом 2009 года, рассказывали тогда "Ъ" участники рынка: сельхозпроизводители торговали полученным топливом, что приводило к снижению цен на дизельное топливо на рынке, добавляя нефтяникам убытков. Правда, сами нефтекомпании компенсировали потери тем, что закладывали их в цену бензина, отмечали аналитики "Кортеса", опасаясь, что в этом году ситуация повторится (см. "Ъ" от 9 февраля). Помешать этому теоретически могла бы формула цены на нефтепродукты для внутреннего рынка, которая не допускала бы необоснованных отклонений. Ее несколько месяцев согласовывали чиновники ФАС и Минэнерго, но к общему мнению так и не пришли. В конце февраля ФАС передала три разработанных службой варианта на рассмотрение правительства, окончательного решения еще нет.

Возврат к списку