24.03.2010

ИА «Высота 102»

В "Газпроме" определили объем инвестиций в газификацию Волгоградской области

Адрес:http://v102.ru/econom/18242.html

В Москве состоялась встреча руководства ОАО «Газпром» с редакторами крупнейших региональных СМИ.

На встрече руководства «Газпрома» с редакторами крупнейших региональных СМИ были затронуты вопросы реализации «Программы газификации регионов РФ», сообщили корреспонденту ИА «Высота 102» в пресс-службе ООО «Волгоградрегионгаз».

По словам заместителя генерального директора по капитальному строительству и инвестициям ООО «Межрегионгаз» Анатолия Мариничева, в 2009 году объем инвестиций ОАО «Газпром» в эту программу составил 19 миллиардов 310 милионов рублей В соответствии с планами-графиками синхронизации было завершено 178 объектов, газифицировано 447 населенных пунктов в 45 субъектах.

Несмотря на то, что объем выделенных в 2009 году средств был на 20% меньше, чем в 2008, удалось выполнить объем работ, аналогичный предыдущему году. Кроме этого, с учетом решений, принятых по обращениям администраций ряда регионов, и степени готовности потребителей к приему газа в 2009 году досрочно завершено строительство 18 межпоселковых газопроводов и пусковых комплексов.

Основным направлением деятельности ОАО «Газпром» в области газификации регионов было продолжение строительства межпоселковых газопроводов, направленное на достижение максимального, экономически оправданного уровня газификации территорий и удовлетворение платежеспособного спроса на газ.

С учетом опыта работы прошлых лет усовершенствованы механизмы совместной работы с администрациями субъектов РФ для синхронного создания комплекса «газопровод - потребитель» и загрузки построенных мощностей с момента начала эксплуатации. Анатолий Мариничев отметил, что успешное выполнение основной задачи программы газификации по доведению газа до конечного потребителя напрямую связано с результатами работы региональных властей по своевременной подготовке потребителей. При условии выполнения администрациями регионов в полном объеме своих обязательств по строительству 2,9 тысяч километров распределительных уличных сетей, созданы условия для подключения 79,5 тысяч домовладений и 579 котельных. Особо следует отметить, что по итогам работы за год подготовка потребителей в 6 регионах значительно отстала от планов-графиков по срокам и количеству потребителей. Это Алтайский край, Республика Карелия, Волгоградская, Костромская, Ленинградская, Нижегородская области.

При этом в Карелии, Волгоградской, Костромской и Ленинградской областях отставание в подготовке потребителей было отмечено также по итогам работы за 2007 и 2008 годы и уже приобрело систематический характер.

Невыполнение администрациями регионов своих обязательств по подготовке потребителей привело в результате к снижению социального эффекта газификации, а также отрицательно повлияло на экономические показатели реализуемых проектов и эффективность инвестиций ООО «Межрегионгаз».

Поэтому в программе 2010 года по каждому из 6-и перечисленных регионов в настоящее время предусмотрены инвестиции только для продолжения строительства уже начатых объектов в размере 10 миллионов рублей.

Ранее запланированные средства, в том числе для начала проектирования и строительства новых объектов в этих регионах заложены в резерв программы. После выполнения администрациями регионов обязательств по подготовке потребителей в полном объеме до июня 2010 года, резервные средства будут направлены в соответствии с намеченными планами. Данный подход позволит повысить эффективность инвестиций ООО «Межрегионгаз» в соответствии с условиями формирования программ газификации.

Для продолжения реализации в полном объеме стратегических направлений развития газификации регионов РФ на 2010 год предусмотрено финансирование в объеме 25 миллиардов рублей.



«Коммерсантъ»

Украина продувает трубы

Авторы: Наталья Гриб, Олег Гавриш

Киев начал переговоры с "Газпромом" о снижении цены на российский газ.

Вчера в Москве начались российско-украинские газовые переговоры, в ходе которых Киев рассчитывает добиться от "Газпрома" существенного снижения цены на газ. Взамен министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко и глава "Нафтогаза" Евгений Бакулин предлагают России создать газотранспортный консорциум и допустить российскую газовую монополию к прямым поставкам российского газа на внутренний рынок Украины.

Президент Украины Виктор Янукович вчера впервые обозначил сроки, которые он отводит профильным украинским чиновникам на переговоры по достижению новых газовых договоренностей с Россией. Украинский лидер хочет документально зафиксировать изменение цены на российский газ уже в мае в ходе первого визита в Киев президента РФ Дмитрия Медведева. Об этом вчера прямо сообщила пресс-служба господина Януковича.

Во исполнение президентского поручения вчера в Москве начались переговоры главы "Газпрома" Алексея Миллера с украинскими энергетиками — министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко и новым главой НАК "Нафтогаз Украины" Евгением Бакулиным. Начало переговоров "Ъ" подтвердил пресс-секретарь "Нафтогаза" Валентин Землянский. "Делегация вылетела в Москву, ее возглавляет министр Бойко",— сообщил он.

Тему переговоров никто официально не оглашал. Однако, по данным источников "Ъ", украинская делегация привезла в российскую столицу пакетное соглашение о создании газотранспортного консорциума в составе компаний из России, ЕС и Украины, в котором "Газпрому" также предлагается прямой выход на внутренний украинский рынок газа. В обмен Киев настаивает на существенном снижении цены на российский газ. "Естественно, мы поставим вопрос о том, чтобы цена была ниже",— заявил в воскресенье первый вице-премьер Украины Андрей Клюев в эфире телеканала ICTV.

Украинская сторона, которая в первом квартале этого года покупает газ по $305 за 1 тыс. куб. м (с апреля цена должна вырасти до $320), не скрывает, что хочет для себя белорусских льгот: Минск платит сейчас $168 за 1 тыс. куб. м, а будет платить около $180.

Пока в этих намерениях больше политики, чем коммерции. Дело в том, что снижение цен на треть при сохранении поставок на уровне 2009 года в объеме 30 млрд куб. м приведет к выпадающим доходам "Газпрома" в размере $2,5-2,9 млрд. Поэтому в качестве компенсации будущих потерь Киев предлагает Москве создать газотранспортный консорциум. "Если мы не будем делать консорциум, то риск для Украины огромный. За последние пять лет ЕС и Россия поняли, что Украина — ненадежный партнер в отношении транзита газа либо нефти, и приняли решение строить газопроводы в обход Украины. Мы можем прийти к ситуации, когда через пять-семь лет весь газ из России либо стран Азии в ЕС будет обходить Украину",— подчеркивает Андрей Клюев.

Идея создания консорциума возникла еще в 2002 году, и затем ее неоднократно пытались реализовать в нескольких вариантах. Вначале по инициативе "Газпрома" предлагалось создать управляющую компанию—оператора украинской газотранспортной системы (ГТС). В ней "Газпрому", "Нафтогазу Украины" и E.ON Ruhrgas должно было принадлежать равное количество акций. Однако в 2006 году под давлением "оранжевой коалиции" Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко, которые заявили о незаконности приватизации или передачи в концессию ГТС, идея провалилась. Позже было предложено создать консорциум в составе "Газпрома" и "Нафтогаза" на паритетных началах. Но и эту идею Киев не реализовал, попытавшись трансформировать ее в управление будущими газопроводами. На этот раз отказался "Газпром".

ГТС "Укртрансгаза" состоит из магистральных газопроводов протяженностью 37 тыс. км в однониточном исчислении, 71 компрессорной станции общей мощностью 5405 МВт. Пропускная способность на границе РФ с Украиной составляет 288 млрд куб. м, на границе Украины с Польшей, Румынией, Белоруссией, Молдавией — 178,5 млрд куб. м, в том числе со странами ЕС — 142,5 млрд куб. м.

Сейчас Киев вернулся к идее консорциума. "Предлагается создать газотранспортный консорциум в составе Украины, России и стран Евросоюза и далее принять закон о передаче этому консорциуму в концессию ГТС,— поясняет господин Клюев.— То есть консорциум берет на себя обязательства эксплуатировать ГТС, инвестировать в ее реконструкцию и развитие, увеличивать объемы прокачки, увеличивать мощности самой ГТС. Но при этом сама система, согласно уже подготовленному закону, остается государственной собственностью: она никуда с Украины не вывозится и никак она не меняется".

Противником подобного сценария вновь выступила Юлия Тимошенко. "Сдавать в управление ГТС все равно что сдать в управление Украину",— заявила экс-премьер. Однако правительство Николая Азарова подготовило контраргументы. Оно заказало исследование у социологической компании Research & Branding Group и вчера обнародовало результаты опроса. Из него следует, что 40,5% жителей Украины положительно относятся к инициативе Виктора Януковича создать газотранспортный консорциум и только 23,3% — отрицательно. При этом 70,6% опрошенных поддерживают необходимость пересмотра газовых соглашений с Россией, и лишь 13,4% высказываются против. Таким образом, как отмечается на сайте правительства Украины, украинские переговорщики, начавшие вчера консультации с российскими коллегами, по сути, имеют мандат не только от президента и правительства Украины, но и от граждан, ожидающих улучшения украинско-российских отношений.

Москва и Киев припасли к нынешним газовым переговорам аргументы на случай упрямства той или другой стороны. Как сообщил "Ъ" источник, близкий к российским переговорщикам, "если процесс пойдет в недружественном для нас русле, то "Нафтогазу" могут быть предъявлены иски о несвоевременных платежах в 2006-2008 годах на сумму $2,1 млрд". Решение по этому вопросу на следующей неделе должен вынести Стокгольмский арбитражный суд. В свою очередь, минтопэнерго Украины вчера заявило о намерении провести переговоры с потенциальными инвесторами по строительству на Украине регазификационного терминала для принятия сжиженного природного газа из Катара и других стран. До конца года планируется провести тендер. Заинтересованность в проекте уже высказали компании SNC Lavalin International Inc. (Канада), EDS (Канада), Mitsubishi Corporation (Япония), турецкие Cilyk Holding, Gap Insaat и Sancakli Group. Впрочем, указанный проект обсуждается с 2005 года, но пока безрезультатно.

Виталий Громадин из "Арбат Капитала" считает, что предложение Украины по ГТС выглядит целесообразным при отказе от затратного проекта South Stream. "33% в экспортных мощностях ГТС Украины сравнимы с 50% предполагаемой мощности — 63 млрд куб. м — в South Stream,— рассуждает эксперт.— И поскольку рынок газа ЕС сейчас перенасыщен из-за революции в добыче сланцевого газа и до 2015 года будет работать в условиях профицита, а Украина планирует увеличить транзитные мощности до 200 млрд куб. м, взаимные уступки выглядят целесообразными". В то же время аналитик отмечает, что "Газпром" подписал практически со всеми заинтересованными странами соглашения по строительству South Stream и на данном этапе не готов отказаться от реализации этого проекта. По его мнению, Украина может рассчитывать на снижение цен на 15-20%, но не на 45%, как Белоруссия, входящая в Таможенный союз.



«Коммерсантъ»

ФАС напугала нефтяные компании

Автор: Александр Гудков

Применив неизвестную формулу конкурентной цены на нефтепродукты.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала применять формулу цены нефтепродуктов для внутреннего рынка, не дожидаясь соответствующего решения правительства. Формула предназначена для выявления монопольно высоких и монопольно низких цен на нефтепродукты — их установление карается лишением свободы на срок до шести лет. В правительстве обсуждается шесть вариантов расчета конкурентной цены. Какую из формул начала использовать ФАС, нефтяники не знают. В ФАС пояснили, что пока намерены использовать формулу только для мониторинга и анализа ситуации на рынке.

Федеральная антимонопольная служба начала применять согласованную с нефтяниками формулу цены нефтепродуктов для внутреннего рынка, не дожидаясь официального решения правительства. Об этом заявил вчера глава ФАС Игорь Артемьев, напомнив, что предложения ФАС по формуле цены направлены в правительство и в ближайшее время будут рассмотрены на совещании у вице-премьеров Игоря Шувалова и Игоря Сечина. "Но мы объявили, что в повседневной жизни мы уже пользуемся этой формулой",— заявил господин Артемьев, добавив, что "если правительство решит ее скорректировать, то ФАС будет пользоваться исправленным вариантом".

Среди участников рынка заявление главы ФАС вчера вызвало недоумение, так как на рассмотрении в правительстве находится как минимум шесть различных вариантов расчета внутренней конкурентной цены на нефтепродукты, из них три альтернативных варианта предложены ФАС. Какую именно формулу уже начали использовать в антимонопольной службе, господин Артемьев вчера не пояснил. При этом отклонение оптовых цен НПЗ от рассчитанной по формуле конкурентной цены должно квалифицироваться как установление монопольно высокой или монопольно низкой цены и караться лишением свободы на срок до шести лет.

Напомним, что в соответствии с законом "О защите конкуренции", "монопольно высокой" признается цена товара, если она превышает сумму прибыли и расходов, необходимых для производства и реализации товара, а также превышает цену на сопоставимом рынке. Аналогичным является и определение "монопольно низкой" цены. До сих пор, чтобы доказать установление монопольно высокой цены, представителям ФАС приходилось в суде доказывать превышение монополистом "цены сопоставимого рынка". До недавнего времени юристам нефтяных компаний удавалось доказывать в суде, что предлагаемые ФАС для сравнения рынки несопоставимы по тем или иным критериям. В июле 2009 года в составе "второго антимонопольного пакета" была принята поправка, разрешающая рассматривать в качестве "сопоставимых" зарубежные рынки, учитывая в качестве сопоставимой net back (мировую цену минус логистика и пошлины). Одновременно были внесены поправки в ст. 178 УК РФ, вводящие с октября 2009 года уголовную ответственность за ограничение конкуренции, в том числе установление монопольно высокой или монопольно низкой цены. Так как мировые цены колеблются, а внутренние следуют за ними с некоторым временным лагом, фактически это дало ФАС возможность в любой момент привлекать к уголовной ответственности топ-менеджеров крупных нефтяных компаний. Представители компаний обратились в правительство, заявив, что не готовы работать с такими рисками, и потребовали либо установить четкие критерии нарушения антимонопольных законов, либо ввести прямое госрегулирование цен на нефтепродукты (см. "Ъ" от 5 октября 2009 года).

Компромиссом в диалоге с нефтяниками стало принятое в конце прошлого года решение об утверждении правительством формулы конкурентной цены на нефтепродукты, привязанной к ценам на основных мировых торговых площадках. От лица нефтяных компаний в ноябре 2009 года свои предложения в правительство направил ЛУКОЙЛ. Проект предлагает считать конкурентными цены, лежащие в диапазоне плюс-минус 20% от приведенной мировой цены. Предложения компаний фактически предусматривают сохранение статус-кво — в 2009 году оптовые цены только один раз вышли за пределы 20% дифференциала.

В январе 2010 года свой вариант формулы опубликовало Минэнерго — ведомство также предлагает дифференциал в 20%, но усложняет расчет приведенной цены мирового рынка: net back рассчитывается по направлениям экспорта, кроме того, вводится понятие предельной индикативной цены, рассчитанной для Московского НПЗ, с поправкой на логистику. Представители ФАС выступили против обоих проектов, заявив, что отклонения от приведенной цены не должны превышать 2-3%. В феврале к дискуссии подключилось Минэкономики, предложив разрешить отклонения от net back в 5%. В конце февраля свои предложения в правительство направила ФАС, они включают три альтернативных варианта расчета приведенной цены: "чистый" net back для каждого НПЗ, "премиальный" net back (за основу берется наибольший net back ОАО "Киришинефтеоргсинтез") и "возможный" net back, предполагающий отклонение на некий дифференциал от "маркерного" net back равноудаленного от мировых рынков ОАО "Ново-Уфимский НПЗ". Вопрос о размерах дифференциала остается открытым, ранее представители ФАС заявляли, что конкурентная цена не должна превышать приведенную мировую цену больше чем на 1,5-2 тыс. руб. Вчера в нефтяных компаниях "Ъ" заявили, что не получали никаких финальных предложений ФАС по формуле цены и не знают, какой формулой руководствуется ФАС "в повседневной жизни". В ФАС постарались смягчить заявление господина Артемьева. В ведомстве подтвердили, что используют формулу "премиального" и "возможного" net back, рассчитанного для Киришского и Уфимского НПЗ, но исключительно для внутреннего употребления — "для мониторинга и анализа ситуации на рынке". Уголовных дел по результатам этого мониторинга возбуждать пока не предполагается. Впрочем, отсутствие утвержденной правительством формулы цены не помешало ФАС в конце прошлого года оштрафовать крупные нефтяные компании в общей сложности на 25 млрд руб.— сейчас предписания службы оспариваются в судах.



«Коммерсантъ»

ТНК-ВР пристроила Ковыкту

Авторы: Денис Ребров, Ольга Ягова

Компания готова продать месторождение "Роснефтегазу" за $700-900 млн.

ТНК-ВР впервые официально подтвердила информацию "Ъ" о переговорах с государственным "Роснефтегазом" по продаже доли в Ковыктинском газовом месторождении. По мнению совладельца ТНК-ВР Виктора Вексельберга, сумма сделки составит $700-900 млн. Но, заплатив эти деньги, "Роснефтегаз" вряд ли сможет начать добычу на месторождении, ведь ни для газификации региона, ни для экспорта ресурсы Ковыкты в ближайшие годы использовать невозможно. А в будущем она все равно перейдет "Газпрому", уверены эксперты.

ТНК-BP до конца года планирует завершить с "Роснефтегазом" сделку по Ковыкте, сообщил совладелец и исполнительный директор по газовым проектам ТНК-ВР Виктор Вексельберг. "Обсуждаем тему, идет нормальная конструктивная работа",— цитирует бизнесмена "Интерфакс". Цена сделки находится "в диапазоне $700-900 млн", уточнил он.

ТНК-ВР не может продать Ковыктинское месторождение уже почти три года, хотя еще летом 2007 года договорилась с "Газпромом" о сделке стоимостью $0,9-1 млрд. Однако из-за кризиса "Газпром" пересмотрел свои планы, и соглашения были заморожены. Самостоятельно развивать проект ТНК-ВР нет смысла: право экспортировать газ с 2006 года предоставлено только "Газпрому", а продавать сырье по внутренним ценам невыгодно.

Ковыкта (Иркутская область) — одно из крупнейших в России месторождений, запасы газа составляют 1,5 трлн кубометров. Лицензия принадлежит ОАО "РУСИА Петролеум" (62,8% у ТНК-ВР, 10,78% у администрации Иркутской области, 25% минус одна акция у ОГК-3).

Хотя Ковыктинское месторождение не было введено в полномасштабную эксплуатацию (на нем добывается только 30 млн кубометров газа в год из предусмотренных лицензией 9 млрд), на его подготовку ТНК-ВР потратила $664 млн, следует из отчета компании. Когда стало понятно, что "Газпром" не намерен совершать сделку, акционеры ТНК-ВР предприняли другую попытку вернуть себе деньги, обратившись с предложением к правительству назначить другого покупателя. Идея нашла поддержку у вице-премьера Игоря Сечина, который решил, что сделку сможет осуществить "Роснефтегаз", совет директоров которого возглавляет вице-премьер. Стороны уже подписали соглашение о конфиденциальности и начали анализ сделки (см. "Ъ" от 12 февраля), однако итоговых договоренностей пока нет, уверяют несколько источников "Ъ", знакомых с ситуацией. Существуют несколько схем сделки, но все они подразумевают обмен актива на деньги, говорят собеседники "Ъ". В ТНК-ВР ход переговоров комментировать отказались.

У государства была возможность получить Ковыкту бесплатно. В начале года министр природных ресурсов Юрий Трутнев инициировал проверку выполнения компанией лицензионного соглашения. Нарушения были выявлены из-за несоответствия объемов добычи оговоренным в лицензии показателям. Эти нарушения были найдены и в 2007 году, но тогда избежать отзыва лицензии помогла сделка с "Газпромом". Правда, и сейчас отбирать лицензию чиновники не торопятся. Проверка соглашения была завершена еще в феврале, а Юрий Трутнев поручал Роснедрам решить вопрос с отзывом до 18 марта. Однако комиссия Роснедр Ковыкту даже не рассматривала. Если бы лицензия была отозвана, то инвестор не получил бы потраченные на проект деньги. Однако две недели назад Игорь Сечин говорил, что необходимо "учитывать затраты, которые понес недропользователь", добавляя, что "речь не идет о грубой экспроприации" актива.

"Роснефтегаз" до сих пор не занимался операционными проектами. Компания просто являлась держателем принадлежащих государству 75,16% "Роснефти" и 10,74% "Газпрома". По итогам 2008 года она получила от них 16,23 млрд руб. дивидендов. Дивиденды за 2009 год пока не определены. Других источников дохода у компании нет, отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Александр Назаров, так что заниматься операционными проектами ей будет сложно. А ведь для того чтобы работать на Ковыкте, нужно инвестировать в строительство завода по переработке гелия, которым богат ковыктинский газ, добавляет Валерий Нестеров из ИК "Тройка Диалог". Для газификации Иркутской области "Газпром" использовать ресурсы Ковыкты не собирается. Господин Нестеров уверен, что "Роснефтегаз", если не добьется разрешения на экспорт газа, будет просто владеть несколько лет Ковыктой, чтобы затем передать актив "Газпрому", когда финансовое положение монополиста улучшится.

Возврат к списку