25.03.2010

«Коммерсантъ»

Долги за газ в Волгоградской области превысили 1 млрд рублей

Автор: Иван Нечаев

По состоянию на 1 марта Волгоградская область должна за природный газ, поставленный в отопительный сезон 2009-2010 гг., около 1,2 млрд руб. Из них на г. Волгоград приходится 810 млн руб. Также в числе крупных должников Городищенский, Жирновский, Иловлинский, Котовский, Николаевский, Даниловский районы и г. Михайловка. Эти данные были озвучены вчера в волгоградской облдуме на расширенном заседании комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу с участием руководителей муниципальных образований и ООО «Волгоградрегионгаз».

Участники сошлись во мнении, что накопление долгов за энергоресурсы во многом происходит из-за несовершенства тарифообразования на коммунальные услуги, износа инфраструктуры и что их погашение сегодня без участия областного бюджета невозможно. Поэтому было принято решение на заседании облдумы, посвященном внесению поправок в бюджет региона, рассмотреть вопрос о выделении наиболее проблемным муниципалитетам средств в счет компенсации выпадающих доходов на погашение долгов за газ. Кроме того, депутаты призвали муниципалитеты и губернатора активно привлекать инвесторов, готовых вложиться в реконструкцию ЖКХ.

«Экономика показывает, что затраты окупаются за 3-4 года и что коммунальный комплекс может быть прибыльным», — в частности утверждает депутат Ангар Полицемако.

Заместитель генерального директора по реализации газа ООО «Волгоградрегионгаз» Александр Лукин заверил, что он готов способствовать привлечению инвестиций со стороны «Газпрома», однако это возможно лишь при урегулировании всех вопросов с главным должником — г. Волгоградом.



ИА «Высота 102»

За нынешний отопительный сезон муниципалитеты Волгоградской области вновь накопили многомиллионные долги за газ

Адрес:http://v102.ru/econom/18280.html

Вопрос оказания финансовой помощи муниципальным образованиям Волгоградской области за счет средств областного бюджета за потребленный природный газ в отопительный сезон 2009-2010 годов сегодня вновь встал перед депутатами облдумы.

Как сообщает корреспондент ИА «Высота 102», в адрес председателя думского комитета по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу Ангара Полицимако генеральный директор ООО «Волгоградрегионгаз» направил письмо с соответствующей просьбой. Такое же обращение, по словам заместителя гендиректора газоснабжающей компании Александра Лукина, поступило и на имя губернатора региона.

«В Волгоградской области долги за потребленный газ тепловыми сетями на 1 марта составили 400 млн рублей. Причем, эта цифра не вбирает в себя долги Волгограда, которые составляют еще около 800 млн рублей. Мы как газоснабжающая организация вместе с руководителями муниципалитетов попытались разобраться в причине сложившейся ситуации.

Во многом она объясняется тем, что хотя тепловым сетям и установлены экономически обоснованные тарифы, но износ оборудования составляет 70%. Получается, что установленные тарифы никак не покрывают фактические затраты тепловых сетей.

В своем письме мы предлагаем создать механизм компенсации выпадающих доходов за счет областного бюджета организаций коммунального комплекса, связанных с установлением тарифом на энергоснабжение ниже уровня фактических затрат, а также предоставить предприятиям жилищно-коммунального комплекса бюджетный кредит для ликвидации кассового разрыва», - пояснил Лукин.

Отметим, что подобная компенсация организациям коммунального хозяйства региона предоставлялась практически ежегодно (кроме 2009 года). Из областного бюджета на эти цели затрачено более полумиллиарда рублей. Но, по словам председателя думского комитета Анагара Полицимако, от практики постоянных компенсаций необходимо постепенно уходить.

«Во-первых, надо избавляться от убыточных котельных, либо вкладывать средства в их реконструкцию. Причем это необходимо делать не только за счет средств областного бюджета, но и с помощью «Межрегионгаза». Во-вторых, мы поручим КСП провести ревизию в Управлении по региональным тарифам на счет обоснованности установленных тарифов на тепловую энергию.

Наш совет руководителям муниципальных образований – активнее готовить и участвовать в программах по реконструкции котельных. Окупаемость эффективно работающих современных котельных 3-4 года. Наша задача, чтобы коммунальное хозяйство было прибыльным», - сказал Полицимако По его словам, для решения вопросов ЖКХ в комплексе будет создана специальная рабочая группа. Ну а что касается сегодняшней ситуации по компенсации за потребленный газ, то пока без участия бюджета области ни одно муниципальное образование не справится.



«Ведомости»

Трубы горят

С нового года услуги ЖКХ в разных уголках страны подорожали на 15%, 25%, а то и вдвое. Несмотря на то, что тарифы на газ, электричество и тепло повысились в рамках обычного. Почему коммунальщики вдруг распоясались?

Причин несколько. Предельную планку роста тарифов для ЖКХ с нового года перестали устанавливать централизованно: отныне предельный тариф определяют администрации регионов. Многие из них решили повысить его существеннее, чем хотело бы правительство. Но плата за коммунальные услуги зависит еще и от норматива потребления. Если нет индивидуального счетчика, мы платим за такой объем воды и тепла, который должен потреблять человек, по мнению законодателей. Эти нормативы устанавливает по своему усмотрению каждый муниципалитет. Чтобы собрать чуть больше денег на ЖКХ, достаточно изменить норматив потребления, записав, что житель тратит в день, например, не 200 л воды, а 230. Фактически изменение норматива — это завуалированный рост тарифов. Пример: рост тарифов в городе Сургуте на этот год утвержден на 11%, а фактические платежи выросли на 32% (данные Минрегиона).

Но повышение тарифов, помноженное на изменение норматива, далеко не единственная причина нынешнего резкого роста коммунальных платежей. Теперь плата за отопление, которая разбивалась на 12 месяцев, взимается непосредственно зимой. А на жителей ложится еще и «неучтенное» потребление — всем пропорционально приходится платить за потери в сетях. Это огромные цифры. По данным Минрегиона, из-за износа сетей по дороге к потребителю теряется до 20% воды, до 15% электроэнергии и около 40% тепла.

Нормативы и раньше были в руках местного самоуправления. Но накручивать их муниципалитеты ринулись только сейчас. А также вдруг начали спешно ликвидировать перекрестное субсидирование коммунальщиков, прекращать дотации предприятиям ЖКХ и устанавливать экономически обоснованные тарифы — такие, которые бы давали возможность реализовывать инвестпрограммы.

Эти меры очень полезны и давно назрели. Они часть реформы ЖКХ, которая призвана исправить положение дел в сильно запущенной отрасли. Коммунальные системы в России находятся в эксплуатации по 20-50 лет. Большая часть оборудования неэффективна, а количество аварийных участков парадоксальным образом растет вместе с расходами на ЖКХ.

У государства нет ресурсов — ни финансовых, ни управленческих, и без частного инвестора ему с ЖКХ не справиться. А чтобы заманить инвесторов в «коммуналку», нужны очень серьезные стимулы — согласно мировой статистике, эта сфера была и осталась самой непопулярной: по данным Всемирного банка, в развивающихся странах денежные вложения в водоснабжение и канализацию занимают всего 2,6% от общего потока частных инвестиций.

Чтобы частный инвестор пришел в ЖКХ, нужно, чтобы отрасль стала финансово привлекательной. Не менее важное условие — налаживание платежной дисциплины потребителей. Там, где региональным администрациям удалось наладить платежную дисциплину, частные деньги пришли в ЖКХ.

Ради того, чтобы у региональных администраций был интерес взяться за «коммуналку», правительство в 2008 г. создало госкорпорацию «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Фонд выдает регионам немалые деньги: в 2009 г. — 31,8 млрд руб. Но только в обмен на выполнение требований по реформированию ЖКХ. В борьбе за эти деньги регионы, истощенные кризисом, в прошлом году и стали спешно проводить реформы: повышать тарифы, ликвидировать дотации коммунальщикам, менять нормативы и т. д. Вроде бы грамотные экономические стимулы сработали криво: вместо того чтобы реформировать ЖКХ постепенно, в течение нескольких лет, регионы в погоне за дополнительными ассигнованиями ввели все изменения одномоментно — как водится, с 1 января. В результате реформа отброшена назад: население просто не будет платить, а инвесторы перепугались еще больше.

Возврат к списку