29.03.2011

Александр Быкасов о резервных топливных хозяйствах

…На заседании Совета директоров заместитель главы администрации области Александр Быкасов предупредил руководителей предприятий о необходимости формирования запасов резервного вида топлива, которые могли бы быть задействованы в период серьезного похолодания. По его мнению, ситуация нынешнего года, когда при принудительном ограничении поставок газа предприятия, которые не позаботились о запасах резервного топлива, столкнулись с реальной угрозой невозможности выработки теплоносителя, не должна повториться. И впредь руководители предприятий будут нести за эту халатность персональную ответственность.

Источник: «Городские вести»



Перевод автомобилей на газомоторное топливо – критерий оценки работы областных властей

Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о включении раздела "Охрана окружающей среды" в перечень показателей, по которым оценивают эффективность работы органов исполнительной власти. Губернаторам придется отчитываться перед правительством о состоянии экологии на подведомственной им территории. При этом одним из критериев оценки станет объем выбросов от зарегистрированного автотранспорта в расчете на единицу валового регионального продукта.

Включение экологических показателей в ежегодный отчет глав субъектов Федерации о проделанной ими работе некоторые эксперты связывают со стихийным бедствием в Японии, но на самом деле о проблеме говорят давно. Глава региона, на которого теперь возложена задача снижения объема вредных выбросов транспорта, конечно, не может повлиять на количество машин или заставить граждан приобретать только те автомобили, которые соответствуют требованиям "евро-4". По сути, есть лишь один метод: стимулировать процесс перевода автотранспорта на газомоторное топливо. При этом начинать предстоит с машин, которые находятся в ведении органов госвласти и местного самоуправления.

Вложения для переоборудования автомобиля под газомоторное топливо окупаются за 4 - 12 месяцев.

По количеству автотранспорта на душу населения 320-тысячный Смоленск занимает четвертое место в России. Это главный фактор, влияющий на складывающую здесь экологическую обстановку. Всего в Смоленской области, по сведениям территориального управления Роспотребнадзора, зарегистрировано почти 300 тысяч транспортных средств, и ежегодно это число увеличивается на 6-7 тысяч единиц, что приводит к стремительному росту объема выбросов загрязняющих веществ. В 2006-2008 годах он вырос в три раза - с 42 тысяч тонн до 111, в 2009-м достиг уже 143 тысяч тонн. В пасмурные дни на основных магистральных улицах областного центра трудно дышать, и удивляться этому не приходится: в каждой пятой пробе воздуха, взятой на улицах Смоленска, по информации Роспотребнадзора, отмечается превышение предельно допустимой концентрации взвешенных частиц.

Обсуждение вопроса о том, насколько выгоден перевод бюджетного автопарка на газ, началось в регионе еще в конце 90-х годов прошлого века, но накопленный за это время опыт можно использовать только в качестве анекдота. Так, мэр областного центра однажды отдал распоряжение о переоборудовании автопарка горадминистрации под газовое топливо, выделив необходимые средства из муниципального бюджета. Но компенсировать дополнительные расходы не получилось: машины переоборудовали, только на газозаправочной станции они так и не появились. У водителей мэрии, получающих невысокую зарплату, не смогли отобрать надежного источника дохода. Ведь бензин из служебной машины можно слить - например, в собственное авто, а вот как заработать на пропане-бутане?

В другом муниципалитете перевели на газовое топливо все машины районных лечебных учреждений. При этом, предчувствуя негативную реакцию водителей, местные власти направили сэкономленные средства на повышение их зарплаты. Поначалу все было хорошо, но через год усовершенствованный автотранспорт стали все чаще заправлять бензином, при этом доплата у персонала сохранилась. В общем, любые попытки сэкономить до сих пор приводили в Смоленской области только к лишним бюджетным расходам.

Неизбежно ли это? Совсем нет, что демонстрирует опыт смоленских торговых сетей, транспорт которых работает исключительно на газовом топливе. Выгоду доказывают и простые расчеты. Переоборудование автомобиля для использования пропана-бутана сейчас стоит от 11 до 24 тысяч рублей - в зависимости от модели двигателя и марки машины. Литр бензина стоит в Смоленске 22,5-25 рублей, альтернативного топлива - 15, правда, для преодоления того же расстояния его требуется на десять процентов больше. Тем не менее срок окупаемости вложений при годовом пробеге 30 тысяч километров - 4-8 месяцев.

Если говорить о компримированном природном газе, то первоначальные вложения окажутся больше - от 35 до 100 тысяч, но и экономия будет более наглядной: литр метана стоит в Смоленске десять рублей. Затраты в этом случае окупаются в течение 8-12 месяцев. Казалось бы, выгода очевидна, но процесс не идет.

Кстати, смоляне могут позаимствовать опыт соседней Калужской области, где с 2007 года действует программа по расширению использования газомоторного топлива на автотранспорте. Долгое время ситуация в этом секторе оставляла желать лучшего. Но, как отмечают эксперты, после длительного застоя загрузка на калужских газовых заправках стала приближаться к проектной.

Изначально региональная целевая программа по развитию рынка сжатого газа носила коммерческий характер и практически не предполагала бюджетного финансирования. Как рассказали в пресс-службе калужского губернатора, областное правительство пыталось найти средства или компании, которые взялись бы за реализацию ряда мероприятий - власти разрабатывали схемы по взятию газомоторного оборудования в лизинг, привлекали к участию в программе коммерческие банки. Но выработать взаимовыгодные условия так и не удалось.

Дело сдвинулось в 2010 году после обсуждения перспектив рынка сжатого газа между губернатором Анатолием Артамоновым и председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером. Основательно доработанная программа предусматривает строительство автомобильных компрессорных станций. Специалистами профильного министерства уже подобраны для них площадки. В регионе создают парк техники для государственных нужд, работающей на природном газе, ведут подготовку персонала для обслуживания и эксплуатации таких автомобилей; оснащают производственно-техническую базу организаций для эксплуатации техники на природном газе в соответствии с требованиями нормативной документации.

Кроме того, документ предусматривает разработку привлекательных условий, которые могли бы убедить автовладельцев перевести на газомоторное топливо и частный транспорт.

Между тем

В настоящее время на рассмотрении депутатов Государственной Думы находится законопроект "О газомоторном топливе", который предусматривает перевод десяти процентов транспортных средств, зарегистрированных в стране, на газомоторное топливо к 2030 году. Как ожидается, только на разнице стоимости топлива экономия бюджетных средств составит 950 миллиардов рублей в год. Кроме того, как показали исследования, при работе на газомоторном топливе ресурс работы двигателя увеличивается на 30-35 процентов, а смазочного масла - почти наполовину, что также принесет многомиллиардную экономию.

Источник: «Российская газета»



Как привлечь инвестиции в энергосбережение в социальной сфере

Одна из острых тем, обсуждаемых в экспертном сообществе, - это проблема инвестиционных инструментов, которые возможно использовать в социальной сфере для внедрения энергосберегающих технологий.

Социальная сфера представляет собой едва ли не основной потенциал энергосбережения. То есть из $300 млрд, которые аналитики отводят на энергосбережение до 2020 года как некий суммарный инвестиционный бюджет, 30-40% приходится на социальную сферу.

При этом правительство России утверждает достаточно конкретные целевые ориентиры по внедрению энергосберегающих технологий. Школы и дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения, типовые учреждения, построенные по типовым проектам, должны к 2015 году быть оснащены энергосберегающим оборудованием с целевым показателем энергосбережения 20-30%.

В настоящее время ФЗ N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" предусматривает единственный инвестиционный инструмент - это энергосервисный контракт. Какова текущая ситуация с этой моделью взаимодействия финансовых структур, инвесторов, операторов и, соответственно, заказчиков в лице госучреждений и органов исполнительной власти?

Основное, что отмечают все эксперты, это, конечно, юридические проблемы, то есть при всей кажущейся простоте модели энергосервисного контракта в рамках действующего правового поля, прежде всего федерального законодательства, пока это неработающая модель. Основная идеология энергосервиса в том, что экономия делится между инвестором и заказчиком и выкупные ежегодные платежи за эту компанию меньше, чем та суммарная экономия, которую, как единый котел, бюджет получает от внедрения этих энергосберегающих технологий. Есть определенное движение по развитию законодательной базы, вносятся поправки в 94-й федеральный закон, по крайней мере уже нет ограничений в части, касающейся отсутствия фиксированной цены контракта у энергосервисных договоров. Тем не менее остаются проблемы с законом о госучреждениях с тем принципом, на котором финансируется и существует любое государственное учреждение в рамках годового лимита. Эти проблемы не позволяют выстраивать долгосрочные инвестиционные отношения на 3-5 лет, что необходимо для реализации энергосервисного контракта с госучреждением. К этому добавляются ограничения Бюджетного кодекса.

Предпринимаются также, на наш взгляд, несистемные действия в направлении того, чтобы госучреждения все же получили определенные свободы в части работы по энергосервисным контрактам. Так, в конце 2010 года вышло соответствующее письмо минфина, которое позволяет госучреждениям направлять часть экономии в фонд поощрения заработной платы, в фонд поощрения сотрудников, то есть на заработную плату сотрудников.

Пока правовое регулирование и нормативно-правовая база являются основными ограничителями в реализации энергосервисных контрактов в госучреждениях. Кроме юридических проблем, есть проблемы и технические: до сих пор не определены базы расчетов и специфические технические параметры, которые позволят производить мониторинг экономии ежегодно и, соответственно, текущую актуализацию фактически полученной экономии в результате внедрения энергосберегающих технологий.

И третья группа проблем - это финансово-экономические, заключающиеся в том, готова ли в принципе, даже при страховании рисков и ясности конструкции энергосервисного контракта, наша банковская система кредитовать энергосервисный договор для одной школы, где затраты на внедрение энергосберегающих мероприятий невелики, в пределах нескольких миллионов рублей. Если у нас в социальной сфере реальная экономия 20-30%, то вполне возможна ситуация, когда большая часть этой экономии будет просто съедаться банковской процентной ставкой, так как нет эффекта масштаба.

Если в ближайшее время профессиональное сообщество, бизнес-сообщество не выработают реально действующие инвестиционные механизмы для социальной сферы, то с учетом нехватки бюджетных средств социальная сфера может остаться вне этого основного тренда энергосбережения, который бизнес сегодня уже подхватил и активно начинает инвестировать.. С учетом этих реалий Центр развития ГЧП разработал более эффективную инвестиционную модель для проектов энергосбережения в социальной сфере с участием финансовых институтов, которая предлагается для внедрения правительству Москвы, Санкт-Петербурга и администрациям других субъектов.

Инвестиционная модель строится на отношении не с каждым конкретным госучреждением или даже с группой госучреждений, а непосредственно с администрацией либо муниципалитета, либо субъекта РФ как единым контрагентом, который может и обеспечивать гарантии, с одной стороны, и, с другой стороны, обеспечивать адекватный масштаб проекта, что немаловажно. При таком масштабе проекта применяются принципиально другие процентные ставки при кредитовании, иначе решаются технические вопросы при работе с подрядчиками, поставщиками технологического оборудования и так далее. В этом случае экономия в 20-30% позволяет инвестору получить свой инвестиционный доход.

Одна из предлагаемых схем представляет собой аналог контрактной модели, также есть потенциал у модели лизинга и "контрактов жизненного цикла". Для реализации пилотных проектов в сфере энергосбережения в регионах создаются региональные центры развития ГЧП, которые координируют действия сторон как региональных администраций и муниципалитетов, так и инвесторов, кредитных организаций и компаний-операторов.

Таким образом, поскольку энергосервисный контракт как модель еще не заработал и актуальность вопроса внедрения энергосберегающих технологий согласно 261-му закону остро стоит на ближайшие полтора-два года, то возникает дефицит времени и есть большая вероятность того, что эти контракты не смогут стать тем инвестиционным инструментом, который позволит внедрить принципы и технологии энергосбережения в социальной сфере.

Источник: «Российская газета»

Возврат к списку