04.03.2011

Задача - погасить задолженность за энергоресурсы

Изыскать возможность погашения задолженности за потребленный газ в полном объеме – такая задача поставлена главам муниципальных образований Волгоградской области на совещании с губернатором Анатолием Бровко.

На 1 марта рост задолженности за потребленный газ организаций коммунального комплекса по сравнению с аналогичным периодом 2009 года в целом по региону составил 12% или 141,3 млн. рублей, в том числе по городским округам – 10,7% или 94,4 млн. рублей (по Волгограду – 14,5%), по муниципальным районам – 16,6% или 46,9 млн. рублей. При этом наибольший рост задолженности наблюдается в Городищенском районе - на 59% или на 27,9 млн. рублей.

По мнению специалистов областного комитета по строительству и ЖКХ, увеличение задолженности в некоторых районах и городах может быть объяснено только одним - снижением платежной дисциплины. Тревогу вызывает и тот факт, что низкий процент оплаты за потребленные энергоресурсы отмечен в текущем году по ряду муниципальных предприятий теплоснабжения.

«Такая ситуация недопустима, - подчеркнула заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ администрации Волгоградской области Валентина Гречина. – Муниципальным образованиям необходимо изыскать возможность погашения имеющейся задолженности с учетом всех возможных источников финансирования».

Для исправления сложившегося положения областной комитет по строительству и ЖКХ рекомендовал главам городов и районов в первоочередном порядке использовать субсидии, предоставленные на обеспечение сбалансированности местных бюджетов и подлежащие расходованию на решение вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, на оказание финансовой помощи организациям коммунального комплекса.

Помимо того, комитетом был разработан план мероприятий, направленных, с одной стороны, на обеспечение контроля муниципалитетами за деятельностью коммунальных организаций, в частности, за выполнением их обязательств по оплате газа. А с другой - предусматривающий конкретные шаги по снижению дебиторской задолженности самих предприятий. План был рекомендован городам и районам для утверждения и внедрения на местах. 33 муниципальных образования уже утвердили данные мероприятия.

Как отмечалось на совещании, серьезной поддержкой для муниципалитетов в этом году должно стать выделение 250 млн. рублей, предусмотренных в областном бюджете на модернизацию объектов теплового хозяйства. Проведение подобных работ позволит сократить расход топлива, снизить себестоимость вырабатываемой тепловой энергии, закрыть нерентабельные котельные, уменьшить аварийность и обеспечить бесперебойность работы теплоисточников, что в результате приведет к снижению расходов организаций коммунального комплекса по оплате энергоресурсов.

Источник: Сайт Администрации Волгоградской области



ЖКХ вышло на прибыль и не остановится на достигнутом

Рост тарифов ЖКХ в 2011 году уже существенно отличается по качеству от 2008-2010 годов. Защита отрасли от кризиса завышенными тарифами привела к тому, что до 100% оплаты населением затрат осталось не более двух лет, отрасль перестала быть нерентабельной, а доля услуг ЖКХ в доходах домохозяйств достигла европейских 8% без существенных перемен в самой отрасли. Объявленный переход на долгосрочные инвестиционные тарифы при росте тарифов на уровне 2011 года приведет или к оплате населением более 100% затрат ЖКХ к 2012-2013 годам, или к новому перекладыванию аппетитов отрасли на промышленность.

В двух годах от торжества рынка

С формальной точки зрения проблемы тарифов ЖКХ в России не существует: практически все решения в этой отрасли уже или приняты, или готовятся к принятию. Схема, согласно которой государство в лице Федеральной службы по тарифам (ФСТ) устанавливает предельные уровни роста тарифов ЖКХ, а регионы (или, как это происходило в 2009 году и, вероятно, произойдет в будущем, муниципалитеты) в рамках установленных ФСТ ограничений самостоятельно определяют, как именно вырастет в текущем году тариф на тепло, горячую и холодную воду, содержание коммунального фонда и т. д., не вызывает протестов. В 2013 году Фонд содействия реформированию ЖКХ завершит свою работу по "перекачке" 240 млрд руб. средств от приватизации активов ЮКОСа и около 100 млрд руб. бюджетных денег в отрасль, и к тому времени наверняка завершится работа и над "Программой модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы", которая, вероятно, растворится в госпрограмме "Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России" на 2012-2020 годы, сохранив свои базовые параметры: расходы в 4,9-5 трлн руб. при привлечении 2,5 трлн руб. частных инвестиций в отрасль. При этом степень почти директивного контроля государства за всеми "входящими" составляющими ценообразования в ЖКХ, от электроэнергии до стройматериалов, уже достаточно высока (во всяком случае в сравнении с 2002 и 2005 годами), чтобы граждане могли не беспокоиться, тарифы ЖКХ будут именно такими, какими их заблаговременно объявит государство через ФСТ, или даже ниже.

Предельные уровни на 2010-2013 годы также теоретически не должны вызывать никакого беспокойства — на 2010 год рост тарифов был ограничен, в разных секторах рынка, 15-15,9%, на 2011-2012 годы роста выше средних 15% не ожидается. Учитывая текущий уровень инфляции в 9-10% годовых и продолжавшийся многие годы рост реальных располагаемых доходов населения (он, вероятно, продолжится и в 2010 году), у "наступления" тарифов ЖКХ на семейные бюджеты нет перспектив. По данным Росстата, по состоянию на третий квартал 2010 года оплата ЖКХ в бюджетах среднего домохозяйства РФ составляла 8% расходов — Сергей Сиваев из Института экономики города (см. колонку) констатирует, что это уже в пределах европейских стандартов.

От уговоров платить к инвестициям

По словам заместителя главы Минрегиона Анатолия Попова, сейчас население де-факто оплачивает до 90% "экономически обоснованных расходов" на ЖКХ. Учитывая, что Москва остается крупнейшим регионом, до последнего времени искусственно удерживающим менее высокий, чем в остальной России, уровень возмещения затрат населением расходов отрасли (новый вице-мэр Москвы по экономике Андрей Шаронов в феврале 2011 года уже заявил о "плавном" отказе от этой практики), статистически стопроцентную оплату услуг коммунального комплекса осуществляет большая часть населения РФ, кроме городов Крайнего Севера и ряда депрессивных регионов, в том числе северокавказских. Теоретически все готово (или почти готово) для того, чтобы ЖКХ в 2012-2013 годах перешло на рыночное ценообразование без потрясений.

И это, по сути, уже готовится. Так, в конце февраля 2011 года Минэкономики опубликовало проект постановления правительства "О порядке определения размера инвестированного капитала и расчета нормы доходности инвестированного капитала, учитываемых при регулировании тарифов организаций коммунального комплекса". Это — готовящийся переход к "квазирыночному" определению цен на услуги ЖКХ с учетом инвестрасходов отрасли. Источник "Ъ" в Минэкономики пояснил: "Переход на долгосрочные тарифы планируется мягкий, постепенный. Суть не в увеличении тарифов, им даются гарантии возвратности капитала. В течение 20-35 лет капитал возвращается равномерно через тарифы с нормой доходности 12% годовых".

Впрочем, ничего похожего на спокойствие вокруг темы нет. Так, 1 марта 2011 года к обсуждению темы тарифов ЖКХ подключился глава РПЦ патриарх Кирилл, именовавший "безобразием" рост тарифов в ЖКХ без изменения качества его услуг, призвав население бороться с ними институтами гражданского общества. Тема тарифов ЖКХ — одна из немногих тем, способных собрать на акции протеста население в некрупных городах. И причины для беспокойства у населения действительно существуют. В нынешней конструкции госрегулирования отрасли нет никаких механизмов, которые бы не позволяли ЖКХ "отобрать" в бюджетах домохозяйств дополнительные 2% расходов и выше, а уровень оплаты услуг ЖКХ довести до 120-130% реальных затрат.

Кому платить более 100%

В целом причины роста тарифов на ЖКХ в 2011-2012 годах (во всяком случае выше плановой инфляции) вообще достаточно сложно объяснить. Как следует из данных Минрегиона, уже в 2009 году, то есть в разгар финансового кризиса, отрасль ЖКХ получила совокупный финансовый результат в размере 54,5 млрд руб. За девять месяцев 2010 года он же (совокупные прибыли минус совокупные убытки) составил уже 31,3 млрд руб. Отрасль остается низкорентабельной — в 2009 году ее оборот, к примеру, составлял 2,7 трлн руб. Но проблема не в этом: рост тарифов ЖКХ почти не меняет ситуации с ее долгосрочной рентабельностью.

Доходы ЖКХ от основного вида деятельности в 2007-2010 годах росли на уровне порядка 30% в год, при этом фактическое возмещение затрат отрасли ЖКХ населением даже упало с 45-47% от валовых сборов отрасли в 2007-2008 годах до 41,5-42% в 2009-2010-х. Все это происходило на фоне реального роста тарифов ЖКХ — правительство не скрывало, что еще осенью 2008 года приняло решение поддержать коммунальное хозяйство дополнительным ростом предельных тарифов. Именно это решение и привело к парадоксальной ситуации: в разгар финансового кризиса рентабельность большинства предприятий ЖКХ резко выросла. В итоге, по расчетам "Ъ", в 2009-2010 годах ЖКХ в целом по России должно было получать (в основном за счет промышленности, а не населения) порядка 150 млрд руб. дополнительных доходов в год. Наконец, именно в 2009-2010 годах население активно сокращало долги по ЖКХ, сейчас оплата составляет более 90% выставленных счетов.

Но именно в конце 2010 года произошло то, что практически всегда происходило в отрасли: рентабельность предприятий энергетики и ЖКХ в четвертом квартале 2010 года, как следует из сводок Росстата, вновь упала. Сеанс "поддержки" ЖКХ де-факто закончился ничем — полного "статистического" перехода населения на 100-процентную оплату ЖКХ не произошло, параметры износа основных фондов сильно не изменились, прихода в отрасль частных инвесторов, по сути, не произошло (см. колонку господина Сиваева) — их совокупные инвестиции в сектор в 2008-2009 годах составляли примерно по 140 млрд руб., при том что, по словам Анатолия Попова, отрасль сейчас уже на три четверти приватизирована.

В этой ситуации рост тарифов в 2012-2013 годах выше инфляции, очевидно, будет означать, что население начнет платить больше, чем реальные тарифы, не столько в счет заниженных платежей 1995-2002 годов, сколько за счет крайне высокой способности (в том числе коррупционной) компаний-партнеров коммунального сектора абсорбировать любой рост тарифов, не увеличивая рентабельности отрасли ЖКХ. Переход в 2012-2013 годах на инвестиционные тарифы Минэкономики оставляет этим партнерам в по-прежнему непрозрачной отрасли все прибыли от роста тарифов в 2009-2011 годах и всю реальную рентабельность от инвестпроектов в ЖКХ, которая вряд ли в этой ситуации сохранится на заявленном уровне 12% годовых. А это значит, что без фактического роста тарифов ЖКХ на уровне выше 100% затрат или же экстренного "перекладывания" затрат на промышленных потребителей не обойдется. Возможно, снижение доли возмещения населением расходов ЖКХ в 2009-2010 годах — свидетельство того, что события развиваются по второму сценарию, а "потолок" в тарифах для населения достигнут.

Источник: «Коммерсантъ»



Заместитель главы ФСТ Николай Бакаев о региональной политике в области ЖКХ

Тарифы на ЖКХ, еще в середине 2000-х не слишком различавшиеся по всей стране, в последние годы — после передачи их сначала на уровень муниципалитетов, а затем регионов — быстро дифференцируются. Заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам НИКОЛАЙ БАКАЕВ в интервью "Ъ" рассказывает, как выглядит региональная тарифная политика с точки зрения федерального регулятора.

— В 2010 году правительство определило предельный рост коммунальных платежей в 25%, в 2011 году — в 15%. Повышение тарифов до этого предельного уровня позволило решить проблемы отрасли?

— Необходимо сразу уточнить, что ограничение уровня изменения коммунальных платежей напрямую не влияет на уровень изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Величина коммунального платежа зависит не только от стоимости коммунальных услуг, но и от объема субсидий, которые могут быть направлены организациям и гражданам в виде субсидий из региональных и местных бюджетов.

Таким образом, регулирование динамики изменения величины коммунальных платежей может производиться как объемом бюджетных субсидий, так и величиной утверждаемых тарифов. И, конечно, существует определенный риск, когда регулятор стоит перед таким выбором, что будет выбран именно второй вариант. Особенно этот риск велик в регионах, испытывающих острый бюджетный дефицит. Но необходимо понимать, что любое экономически необоснованное сдерживание роста тарифов приведет только к еще более быстрому росту в дальнейшем. Ведь не секрет, что изменение стоимости коммунальных ресурсов во многом зависит от изменения стоимости товаров и услуг в смежных отраслях экономики, которая находит свое отражение в коммунальных тарифах.

— Тем не менее, с одной стороны, тарифы на ЖКХ растут непрерывно уже несколько лет, с другой стороны — отрасль постоянно говорит об убытках...

— Стоит отметить, что необходимость сильного повышения коммунальных тарифов для населения не везде очевидна и необходима. Есть регионы, которые первыми отказались от практики перекрестного субсидирования тарифов между населением и прочими группами потребителей и перешли на установление экономически обоснованных тарифов для населения, растянув повышение платежей на несколько лет и сделав его нечувствительным для жителей. Кроме того, проводимая разумная тарифная и инвестиционная политика позволили накопить определенный "запас прочности" коммунальных предприятий, обновить основные фонды, провести модернизацию, вывести организации на безубыточный уровень работы. Такие регионы даже в условиях жестких ограничений роста коммунальных платежей чувствуют себя достаточно комфортно. Есть примеры регионов, где власти стараются как можно дольше сдерживать рост тарифов, мотивируя низкой платежеспособностью населения. В итоге социальные проблемы региона транслируются в экономические проблемы конкретных коммунальных предприятий. Такой подход в конечном итоге может привести либо к необходимости одномоментного роста тарифов, либо к накоплению износа коммунальной инфраструктуры или даже к невозможности ведения производственной деятельности.

Таким образом, тарифная политика должна основываться прежде всего на соблюдении баланса экономических интересов коммунальных организаций и потребителей услуг этих организаций, и не последнюю роль здесь должна играть система поддержки малообеспеченных потребителей путем предоставления адресных субсидий. Есть примеры регионов, где такие системы работают и социально-политический аспект не оказывает ключевого влияния на тарифную политику.

— Несмотря на предельный рост тарифов в 2010 году, Росстат зафиксировал снижение рентабельности отрасли? С чем это связано, какие факторы на нее влияют?

— Рентабельность — это отношение прибыли организации к себестоимости. Если взять теплоснабжение, то в 2008 году рост тарифов учитывал определенные затраты, стоимость топлива и стройматериалов. С началом кризиса цены на топливо и стройматериалы упали, рентабельность, соответственно, выросла. Начиная с 2009 года цены начали расти. Скорее всего, снижение рентабельности — это результат более высокого роста цен на товары и услуги смежных отраслей по сравнению с ростом тарифов коммунального комплекса. Кроме того, получив дополнительные средства, предприятия могли увеличить объем инвестирования — это также могло отразиться на снижении рентабельности. Согласно нашему ежегодному мониторингу, количество инвестпрограмм, которые разрабатываются организациями и утверждаются органами тарифного регулирования, ежегодно увеличивается.

Источник: «Коммерсантъ»



"Уровень благосостояния населения не позволяет увеличить тарифы"

Несмотря на передачу на региональный уровень регулирования отрасли, Минрегион остается ключевым ведомством, определяющим рамочные "правила игры" для ЖКХ в правительстве. Заместитель министра АНАТОЛИЙ ПОПОВ в интервью "Ъ" рассказывает о том, как выглядит проблема тарифов ЖКХ на стыке законодательства и его применения.

— Прошел год с отставки одного из авторов реформы ЖКХ, заместителя главы ведомства Сергея Круглика — фактически он был уволен со своей должности с мотивировкой "за рост тарифов ЖКХ". Помимо временного "подъема" тарифного регулирования с муниципального на региональный уровень предприняты уже или готовятся какие-то стратегические решения в этой области?

— Реформирование отрасли ЖКХ ведется по нескольким направлениям. Министерством принят ряд мер, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами, Госдумой принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ", разработанный нами совместно с другими федеральными органами.

Для повышения качества предоставляемых коммунальных услуг разработана и внесена в правительство новая редакция "Правил предоставления коммунальных услуг", а также разработаны "Правила заключения договоров организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами" с поставщиками ресурсов. На уровень субъектов РФ переданы полномочия по установлению нормативов потребления всех видов коммунальных услуг. В дальнейшем будут полностью исключены случаи манипулирования нормативами потребления коммунальных услуг со стороны недобросовестных органов местного самоуправления. К тому же Минрегионом разработан и принят ряд нормативно-правовых актов по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на реализацию закона N 261 "Об энергосбережении" от 23 ноября 2009 года.

Таким образом, сейчас завершается нормотворческая работа по созданию и доработке системы документов, которая позволит не только решить задачу сокращения энергоемкости ВВП, но и — самое главное — повысить уровень и качество жизни и проживания наших сограждан.

— Насколько серьезная с точки зрения Минрегиона была оказана с 1 января налоговая поддержка отрасли?

— Действительно, с 1 января 2010 года, согласно п.п. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса, от НДС освобождается реализация коммунальных услуг в многоквартирном доме, оказываемых управляющими организациями,— при условии приобретения коммунальных услуг данными налогоплательщиками у организаций или индивидуальных предпринимателей, непосредственно оказывающих указанные услуги. Также не подлежит налогообложению указанным налогом реализация управляющими организациями работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Освобождение осуществляется при условии приобретения этих работ и услуг у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно их оказывающих.

— Тем не менее, почему снизилась рентабельность отрасли в конце 2010 года? В целом, какие факторы на нее влияют?

— Снижение рентабельности отрасли объясняется тем, что себестоимость услуг организаций коммунального комплекса увеличивается, а рост тарифов на коммунальные услуги в целях социальной защиты населения ограничивается предельным уровнем. Кроме того, на рентабельность отрасли влияют изношенность основных производственных фондов предприятий коммунального комплекса в сочетании с увеличивающейся нагрузкой на сети, что зачастую может являться причиной частых аварий и низкого качества оказания жилищно-коммунальных услуг.

— Понятно, что инвестировать в ЖКХ можно сколько угодно, тем не менее, что сейчас гарантирует для сектора нынешний уровень тарифов?

— Низкий уровень благосостояния населения не позволяет увеличить тарифы до необходимого уровня. При этом физический износ основных фондов ЖКХ в России фактически не снижается и остается на уровне 60%. Степень износа объектов коммунальной инфраструктуры в настоящее время по отдельным муниципальным образованиям достигает 70-80%. Около 30% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. Темпы нарастания износа продолжают составлять 2-3% в год. Существующий уровень тарифов на ЖКУ зачастую не позволяет компенсировать расходы предприятий жилищно-коммунального комплекса.

Источник: «Коммерсантъ»

Возврат к списку