06.07.2010

«Волгоградская правда»

Кто разрубит финансовый узел?

Автор: Николай Марченко

В регионе ищут способы погашения задолженности перед энергетиками Сумма задолженностей перед энергетиками, накопленных коммунальщиками региона в ходе прошлого отопительного сезона и после него, перевалила за 2,1 млрд. рублей.

Способы разрубить энергетический узел искали на депутатских слушаниях, проведенных комитетом Волгоградской облдумы по строительству, жилищно-коммунальной политике и дорожному комплексу.

Одна из причин проблемы — значительный износ сетей энергоснабжения. Другая состоит в том, что коммунальные операторы довольно часто меняются, и в таких условиях о серьезных инвестициях и организационных мерах говорить не приходится. Только долги перед ООО «Волгоградрегионгаз» составили, по заявлению руководителя этой организации Олега Гаранина, свыше миллиарда рублей. Почти две трети этой суммы приходится на Волгоград. Наиболее проблемным является долг ОАО «Коммунальные технологии Волгограда», приближающийся к 360 млн. рублей. К позитивным моментам можно, однако, отнести то, что ООО «Волгоградрегионгаз» достигло договоренности с новым коммунальным оператором МУП «Волгоградское коммунальное хозяйство», а текущие выплаты осуществляются регулярно.

Остро стоит ситуация с задолженностью в Быковском, Городищенском, Даниловском, Жирновском, Камышинском, Николаевском, Ольховском районах и городе Михайловке: суммарный долг приближается к 200 млн. рублей. При этом, к примеру, ООО «Быковское районное коммунальное хозяйство» с ноября прошлого года потребляет газ, не платя за него ни копейки. Ненамного лучше обстоит дело в Кузьмичах и Гусевке.

Позицию энергетиков понять можно: товар они поставляют и имеют полное право хотя бы на нулевую окупаемость работы. Но муниципалитетам зачастую резко недостает средств. К тому же довольно резонным является тезис о том, что часть коммунальной инфраструктуры сооружена на деньги органов местного самоуправления и фактически содержится ими.

Только ли за счет бюджетных средств надо закрывать прорехи в сфере ЖКХ? Представляется обоснованным, чтобы в муниципальных образованиях заботились о пополнении собственных доходов, о привлечении в ЖКХ инвесторов. Председатель думского комитета Ангар Полицимако говорил о создании фонда для поощрения тех органов самоуправления, где идет успешная работа по реформированию ЖКХ. Впрочем, ясно, что областная Дума все же пойдет навстречу муниципальным образованиям по меньшей мере в части компенсации выпадающих доходов. Ждать этого нужно скорее всего в октябре при корректировке облбюджета по итогам девяти месяцев.

По итогам слушаний рекомендовано создать общественно-экспертный совет при губернаторе, который, помимо прочего, станет впредь заниматься решением проблемы задолженностей перед энергетиками.


Также по теме:

Депутаты Волгоградской облдумы ищут пути решения двухмиллиардной проблемы долгов за энергоресурсы, ИА «Высота 102»

Энергетическая безопасность региона под угрозой, «Волгоград-ТРВ»

В регионе обсудят варианты погашения газовых долгов, ИСР «V1.ru»



«Коммерсантъ»

Нефтяников взяли за прокачку

Автор: Денис Ребров

"Транснефть" согласовала повышение тарифа на прокачку нефти на следующий год — уже с 1 декабря он увеличится на 10% и будет действовать на протяжении всего года, рассчитывают в Федеральной службе по тарифам (ФСТ). Но в последние годы одноразовым увеличением рост тарифов не ограничивался. С 1 августа стоимость транспортировки нефти, например, вырастет еще на 3,3% вдобавок к повышению на 15,9% в начале года. Если темпы роста сохранятся, полагают аналитики, некоторые проекты нефтяников могут стать нерентабельными.

ФСТ планирует увеличить общесистемный тариф "Транснефти" на 3,3% с 1 августа, рассказали "Ъ" в службе. В "Транснефти" отмечают, что необходимость увеличения тарифов связана с расходами на строительство трех новых емкостей в порту Козьмино (конечная точка трубопровода ВСТО), а также с испытаниями и производством нового прибора для выявления дефектов в системе трубопроводов.

В начале года тариф на транспортировку нефти уже вырос на 15,9%. Это выше, чем инфляция 2009 года — 8,8% и прогноз на этот год — 7%. Однако деньги нужны компании для реализации новых проектов по строительству трубопроводов — ВСТО-2 и БТС-2 и на погашение кредитов, за счет которых финансировалось строительство. На конец первого квартала долгосрочная задолженность "Транснефти" составляла 528 млрд руб., говорится в ее отчете по US GAAP.

В течение последних лет тарифы "Транснефти" повышаются дважды в год. В конце 2008 года ФСТ утвердила рост ставок на 15,7%, однако затем с 1 июля он был повышен еще на 4,4%. С начала 2008 года рост составил 19,4%, а в августе вырос еще на 10,7%. С 1 декабря тариф "Транснефти" планируется увеличить еще на 10%, говорят в ФСТ. Ставка будет действовать в течение всего следующего года, добавляют в службе, уточняя, что в 2011 году темпы роста тарифов предполагается существенно снизить. В апреле в ФСТ прогнозировали ежегодный рост тарифов до 2014 года — в среднем на 15% в год.

Предполагалось, что в следующем году система расчета тарифа будет пересмотрена полностью и "Транснефть" начнет взимать с нефтяников сетевой тариф. Сейчас компании платят определенную ставку за прокачку 100 тонн на один километр. Сетевой тариф предполагает взимание фиксированной ставки за прокачку 100 тонн по всей протяженности маршрута. Однако о разделе системы магистральной системы на несколько маршрутов нефтяникам и чиновникам договориться так и не удалось. Сетевой тариф будет введен не ранее 2014 года, говорят в ФСТ. "Система работает сбалансированно, и сейчас нет необходимости ее менять",— отмечают в службе.

В нефтяных компаниях вчера отказались комментировать размер тарифа на следующий год и планируемое повышение с августа. Только в ЛУКОЙЛе отметили, что это, безусловно, повысит расходы компании и скажется на ее прибыли. Нагрузка на нефтяные компании вырастет очень ощутимо, общий рост по сравнению с уровнем тарифов августа прошлого года составит более 19%, отмечают в одной из крупных нефтекомпаний.

Российские тарифы на транспортировку нефти не так и велики, считает аналитик "ВТБ Капитала" Лев Сныков. Он оценивает затраты нефтяников на прокачку менее чем в 10% от их общих расходов, которые составляют около $200 млрд в год. "Транснефть" перекладывает затраты по реализации новых проектов на клиентов, что увеличивает затраты нефтекомпаний, снижая их капитализацию, считает Виталий Крюков из ИФД "Капиталъ". Если рост тарифов продолжится, полагает он, некоторые проекты нефтяников могут стать нерентабельными.

Возврат к списку